Афантазия: жизнь без «мысленного взора»

Представьте себе яблоко. Какого оно цвета? Попробуйте вспомнить выражение лица матери, получившей от вас милую самодельную открытку. Вспомните детали отеля, в котором вы останавливались во время последнего отпуска. Некоторые из нас неспособны осознанно создавать в воображении образы хорошо знакомых предметов или людей из-за особого психофизического состояния, известного как афантазия. В нашей статье мы расскажем Вам об этом удивительном явлении и истории его исследования.

Что такое афантазия?
CHARLY HERSCOVICI, BRUSSELS / ARTISTS RIGHTS SOCIETY (ARS), NEW YORK

Афантазия – общее название расстройств, при наличии которых человек не может по собственному желанию воспроизводить образы и испытывать связанные с ними ощущениями при отсутствии соответствующей сенсорной информации. При этом люди с афантазией могут визуализировать или мысленно испытывать какие-либо ощущения только в результате непосредственного воздействия информации на их органы чувств. Сам феномен отсутствия воображения впервые был описан в 1880-х годах Фрэнсисом Гальтоном, однако своё современное название он получил лишь в 2015 году от профессора Адама Земана, который занимается изучением поведенческой и когнитивной неврологии в Эксетерском университете. Земану впервые довелось столкнуться с явлением афантазии во время работы с пациентом, потерявшим способность произвольно создавать в воображении образы своих близких людей после операции на сердце.

Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
James Minchall

По словам Земана, пожилой мужчина чувствовал острую нехватку воображения. Прежде воспоминания о друзьях и семье помогали ему засыпать и сохранять спокойствие при плохом самочувствии. После планового хирургического вмешательства его сны стали авизуальными, мужчина не мог представить себе лиц своих родных и пр. К тому же, пациент рассказал, что после операции он стал иначе читать и воспринимать книги. Раньше чтение литературы сопровождалось созданием фантазийного мира, дополняемого деталями книги и жизненного опыта, но с момента пробуждения от наркоза все образы в его голове вдруг исчезли.

Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
AmyRightMeow

Земан и его коллеги были чрезвычайно заинтригованы. Они решили обратиться к научной литературе, чтобы найти описания клинических случаев, связанных с утерей воображения. К их удивлению, единственным, кто упоминал о существовании подобного явления, был викторианский учёный Фрэнсис Гальтон. В 1880-х годах он выдвинул теорию, что чрезвычайно малый процент населения Земли не может создавать мысленные образы. Позже отдельные исследования затрагивали тему воображения на биологическом уровне, однако в них не были описаны какие-либо расстройства, связанные с его экстремальным проявлением или дефицитом. Земан первым взялся за детальное изучение феномена афантазии. Её название стало антонимичным термину фантазии, придуманным Аристотелем для описания представлений памяти и воображения.

UNSW

Полное обследование пациента спровоцировало появление множества новых вопросов. Мужчина мог описать крепость и сказать, как отличаются между собой оттенки зелёного на примере хвойных деревьев и травы. При этом он пояснял, что он просто знал данную информацию, но не мог спонтанно визуализировать её. Функциональное исследование мозга пациента показало, что по какой-то причине его мозг не мог задействовать визуальные центры в процессе воспроизведения увиденных ранее объектов и людей. После публикации описания данного клинического случая в журнале Discover к Земану обращались сотни людей, которые узнали в этой истории себя.

Современные исследования феномена
Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
James Minchall

Сегодня профессор Адам Земан сотрудничает с 12+ тысячами волонтёров с афантазией. Согласно его расчётам, способности осознанно создавать образы в своём воображении лишены около 2% жителей Земли. В то же время каждый опыт с афантазией индивидуален. Для большинства людей афантазия была частью их жизни с самого детства. Лишь немногие столкнулись с утерей воображения после продолжительной депрессии или острого психоза. Для других афантазия стала последствием тяжёлых травм мозга. К тому же лишение способности к визуализации образов бывает выражено на разном уровне. Например, отдельные личности сохраняют способность видеть сны и могут вспомнить их содержание без визуальных образов, а для кого-то цветные сны и вовсе кажутся выдумкой или фантастикой.

The neural correlates of visual imagery vividness – An fMRI study and literature review / Science Direct

Благодаря участию волонтёров Земан получил возможность тщательно изучить особенности мозговой деятельности людей с афантазией. Как правило, в работе воображения задействована целая система визуализации, которая включает зрительную кору головного мозга, а также участки лобной и теменной доли, отвечающие за память, внимание и принятие решений. Кроме того, в эту систему входит гиппокамп, а также фрагменты височной доли и некоторые участки веретонообразной или затылочно-височной извилины, которая по сути выполняет функцию распознавания лиц. При функциональном исследовании мозга спящего человека, а также человека, который намеренно воссоздаёт в воображении различные образы, воспоминания, переживания, думает о прошлом или мечтает и размышляет о будущем, все эти отделы выглядят особенно активными. В этом процессе задействованы сразу все составляющие системы, потому всевозможные нарушения взаимосвязи внутри неё могут приводить к различным проявлениям афантазии.

Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
HotPNG

В мозге первого пациента Земана наблюдалась нормальная активность, когда он смотрел на лица окружающих, но соответствующие участки мозга бездействовали, пока он пытался представить себе те же лица. Вероятно, имело место нарушение связи между участками, отвечающими за визуализацию и принятие решений. Земан предполагает, что оно могло стать последствием крошечного инсульта, произошедшего во время операции на сердце. Механизмы данного расстройства слишком мало изучены, однако Земан считает, что предшествующие афантазии неврологические нарушения могут иметь наследственный характер, поскольку среди его волонтёров имеются близкие родственники.

Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
James Minchall

Для многих людей афантазия является нормой, привычным состоянием, сопровождающим их на протяжении всей жизни. Именно относительная беспроблемность данного явления стала причиной того, что долгое время учёные не считали его достойным изучения. Как и в случае с физической утерей зрения, отсутствие «мысленного взора» компенсируется другими органами чувств. К примеру, в жизни многих людей с афантазией бо́льшую роль играют не образы, но символы и слова. В некоторых случаях люди говорят о сильном «мысленном слухе» или «мысленном обонянии», которые попросту заменяют привычный большинству людей «мысленный взор». Спустя 20 лет работы с данным феноменом профессор Земан пришёл к выводу, что афантазия не является болезнью. Это уникальный вариант нормы в вопросе восприятия человеком окружающего мира и взаимодействия с ним.

James Minchall

В редких случаях афантазия приводит к нарушениям памяти и восприятия окружающего мира. Однако куда больше людей совершенно не страдают от проявлений афантазии. Более того, многие из них наоборот обладают выдающимися способностями в сферах, не столь требовательных к наличию воображения. В рамках исследования «Phantasia – The Psychological Significance Of Lifelong Visual Imagery Vivdness Extremes» Адам Земан и его коллеги обследовали 2000 человек с афантазией и пришли к выводу, что более 20% из них работают в научных и технических отраслях. К примеру, генетик Крейг Вентер, признанный одним из лидеров в процессе расшифровки человеческого генома, и вовсе считает, что именно его афантазия позволила ему сконцентрироваться и продвинуться в решении научных проблем дальше других. В то же время существуют и исключения, среди них – профессиональные художники с афантазией, изобразительные навыки которых нисколько не страдают из-за невозможности визуализировать объекты или людей.

Жизнь с афантазией
Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
Kart9

Джиллиан Морган поняла, что отличается от окружающих совершенно случайно, прожив с афантазией более 30 лет. На одном из тренингов по менеджменту организаторы попросили участников представить себе рассвет. Джиллиан посчитала такое задание странным: она прекрасно знала природу данного явления и могла описать его, но не представить. Обсуждая тренинг с коллегами, она внезапно услышала, что все, кроме неё, без проблем могли воссоздать в голове образ восходящего солнца. Прежде словосочетание «мысленный взор» казалось ей лишь символическим выражением, она и не подозревала, что большинство людей действительно способны визуализировать различные образы и воспоминания.

Афантазия: жизнь без "мысленного взора"
Jessica Shaklee, University of Georgia

Джиллиан не считает, что афантазия как-то повлияла на её жизнь. Иное восприятие мира не помешало ей реализовать себя как в карьере, так и в семейной жизни. Более того, окружающие всегда отмечали её безупречную память, которая, вероятно, компенсировала неспособность к воображению. Ключевым «симптомом» афантазии была неспособность рисовать по памяти. Джиллиан прекрасно знала, что и у коровы, и у лошади имеются тело, четыре ноги, хвост и голова, но ни в детстве, ни во взрослой жизни она бы не смогла нарисовать конкретное животное, не имея перед собой соответствующий образец. Женщина впервые ощутила нехватку способности к визуализации лишь после смерти своих родителей, когда осознала, что не может визуализировать их лица или совместные воспоминания.

Гиперфантазия
Shutterstock

На противоположной стороне спектра человеческого воображения лежит гиперфантазия. Люди с гиперфантазией способны настолько живо и красочно представлять различные образы, что иногда им трудно найти грань между реальными воспоминаниями и силой их мысленного взора. Данный феномен встречается гораздо чаще, чем афантазия. Профессор Земан также не считает гиперфантазию заболеванием, требующим тщательной диагностики и лечения. Однако он отмечает, что обладатели чересчур активного воображения более склонны к излишне яркому переживанию каких-либо воспоминаний, что может привести к развитию посттравматического синдрома. Художник-гиперфантаст Клэр Дьюдени, которая была частью исследования «Phantasia – The Psychological Significance Of Lifelong Visual Imagery Vivdness Extremes», поделилась, что иногда ей сложно сконцентрироваться на отдельных воспоминаниях, потому что один образ непременно влечёт за собой тысячи других. Иногда особенно детальное описание каких-либо ситуаций приводит к настолько яркой визуализации происходящего, что Клэр кажется, будто это её реальность, а не чужая. С чрезмерной активностью воображения ей помогает справиться рисование и различные техники расслабления.

Clare Dudeney
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий