Чудеса древнегреческой инженерной мысли (часть 1)

В древнегреческой мифологии отчётливо видно стремление древних греков найти объяснение всему сущему и собрать все детали во всеобъемлющую картину мира. Древние греки не только познавали мир вокруг себя, но и стремились его обуздать с помощью передовых идей и их практических воплощений. В нашей статье мы расскажем Вам о чудесах древнегреческой инженерной мысли.

Антикитерский механизм

Антикитерский механизм – это древнейший образец аналогового компьютера, обнаруженный в затопленном древнегреческом судне в 1901 году. По оценкам экспертов, этот механизм был собран в 150-100 годах до н. э. Устройство представляет собой своеобразный астрологический календарь, с помощью которого древние греки могли определять положение некоторых небесных тел, фазу лунного цикла, а также предсказывать некоторые астрологические явления. Механизм состоял из десятков бронзовых шестерён, изготовленных из различных сплавов меди с оловом и свинцом в зависимости от назначения детали, а на внешних панелях были размещены циферблаты со стрелками. Размеры шестерней были идеально подогнаны для минимизации трения, что позволяло использовать прибор без прерывания работы даже без подшипников.

Исходя из дат астрологических событий, обозначенных на внешних пластинах прибора, исследователи установили, что механизм был создан около 35-й или 36-й параллели северной широты, вероятнее всего на острове Родос. К сожалению, сохранились лишь немногие фрагменты механизма, потому специалистам не удалось установить, как именно он мог отслеживать орбиты планет и предсказывать солнечные затмения. Учёные предполагают, что этот образец – далеко не первый подобный механизм, древнеримский философ Цицерон в своих трудах упоминал о ещё более древнем варианте устройства, созданном Архимедом в III веке до н. э.

Диолк

Древнегреческий город Коринф был центром морской торговли древнего мира, через его порты ежедневно проходили сотни судов. Этот город находится в самом узком месте Коринфского перешейка – полосы суши, соединяющей полуостров Пелопоннес с материковой Грецией. Кратчайший путь на север из Финикии или Египта пролегал мимо мыса Малея в юго-восточной части Пелопоннесского полуострова, известного сильными ветрами и опасными водами. Древние суда не могли противостоять сильным штормам, типичным для этой местности, потому в VI веке до н. э. в самом узком месте греческого полуострова построили дорогу-волок Диолк. Мощёная каменными плитами дорога длиной 6 км и шириной 3-4 метра соединяла Эгейское и Ионическое море. В глубокие желоба в плитах помещали смазанные жиром деревянные полозья. По Диолку рабы волоком перетаскивали небольшие торговые и военные корабли, а также товар на тележках.

Диолк значительно сокращал время пути для торговцев и делал его более безопасным, а введённые в VII веке до н. э. налоги на транспортировку кораблей поспособствовали стремительному экономическому подъёму в Коринфе и позволили отменить налоги для местных жителей. Несмотря на множественные попытки строительства Коринфского канала параллельно дороге, её продолжали использовать по назначению вплоть до IX века н. э.

Карданов подвес
Пример гирокомпоса, используемого в судах для навигации. Это, по существу, гироскоп, то есть вращающееся колесо (ротор), установленное в кардановом подвесе, который обеспечивает оси ротора свободную ориентацию в пространстве. Пример гирокомпоса, используемого в судах для навигации. Это, по существу, гироскоп, то есть вращающееся колесо (ротор), установленное в кардановом подвесе, который обеспечивает оси ротора свободную ориентацию в пространстве.

Подвес, получивший своё имя от итальянского учёного Джероламо Кардано, был впервые изобретён греческим инженером Филоном Византийским в III веке до н. э. Кардано вовсе не претендовал на авторство, однако его книга «Хитроумное устройство вещей», в которой он описал устройство, заставила европейцев не только вспомнить о подвесе, но и найти ему применение среди более современных технологий. Подвес Филона представлял собой хитроумную конструкцию из концентрических металлических колец. Внутри неё находилась восьмигранная чернильница, содержимое которой никогда не проливалось, так как подвес сохранял её устойчивость вне зависимости от положения. Много лет спустя карданов подвес нашёл применение во множестве отраслей, где существует необходимость в поддержании уровня объектов в непостоянной окружающей среде: в авиации, судоходстве, космонавтике и т. д.

Клеротерион

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя в античных государствах. Хотя по меркам современного мира древнегреческая демократия может показаться примитивной, для гарантии правомерности выборного процесса греки использовали передовые методы. Роль жюри, назначавшего граждан на государственные должности, в городской совет, а также в состав судов, выполняла своеобразная машина-рандомизатор под названием клеротерион. Устройство для жеребьёвки представляло собой плоскую плиту с сотнями небольших слотов, расположенных в ровных рядах.

Кандидаты помещали в слоты свои пинакионы – небольшие бронзовые или деревянные пластинки с личным или семейным именем, которые выполняли функцию документов, удостоверявших личность граждан полисов. Параллельно плите с рядами слотов размещали вертикальный желоб, в который в случайном порядке засыпали шарики белого и чёрного цветов. Каждый шарик соответствовал одному ряду: если кандидату выпадал чёрный шар, его исключали из жеребьёвки. Ответственный за проведение жеребьёвки повторял манипуляции с шариками для каждого столбца, пока не был одобрен или отвергнут последний кандидат.

Эолипил

Эолипил или геронов шар был первым в истории человечества паровым двигателем. Герон Александрийский изобрёл это устройство в первом веке нашей эры – почти за полторы тысячи лет до официального изобретения и популяризации метода преобразования энергии пара в механическую работу. По замыслу Герона, это устройство вовсе не была предназначено для получения энергии, автор использовал его для демонстрации основных принципов пневматики своим ученикам. Эолипил представлял собой полый шар, водружённый на два патрубка, которые сообщали внутрь шара пар из котла. Из сферы пар выходил через Г-образные трубки, расположенные на её полюсах. Пар, вырывавшийся из трубок под давлением, заставлял шар вращаться вокруг своей оси. Геронов шар считается прообразом не только паровых, но и реактивных двигателей.

Продолжение следует ;)

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий