Команда AMZ установила новый рекорд разгона для электромобиля

Команда швейцарских студентов под крылом Академической ассоциации автоспорта в Цюрихе (Academic Motorsports Club Zurich, AMZ) установила новый рекорд разгона для электромобиля. Крошечный электроболид с Кейт Маггетти за рулём разогнался с 0 до 100 км/ч менее чем за 1 секунду.

Команда AMZ установила новый рекорд разгона для электромобиля
Alessandro Della Bella/ETH Zurich

В команду AMZ входят студенты из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна, которые уже не первый год занимаются созданием рекордных электрических болидов. В частности, AMZ и ранее устанавливала рекорды разгона электромобилей – в 2014 и в 2016 гг. Её основным конкурентом является команда Штутгартского университета, которая в последние годы крепко удерживала рекорды, понемногу подбираясь к секундному значению. Сперва её участникам удалось разогнать электромобиль с 0 до 100 км/ч за 1,7 секунды, а затем сократить это время до 1,461 секунды. Последний рекорд оставался актуальным с сентября 2022 года, и теперь команда AMZ сумела не просто обойти его, но разбить рекорд конкурентов в пух и прах, сократив период разгона примерно на треть.

Alessandro Della Bella/ETH Zurich

Для этого студентам не пришлось существенно ограничивать массу болида или наращивать тысячи киловатт мощности электродвигателей. Электромобиль команды AMZ весит всего 140 кг, для которых и сравнительно скромной для рекордного болида мощности четырёх мотор-колёс – 240 кВт / 326 л. с. – более чем достаточно. Без учёта веса водителя соотношение мощности и массы машины составляет более 2,3 л. с. на килограмм. В мире экспериментальных электроболидов такими параметрами никого не удивишь: в таком случае решающим фактором является сцепление.

 
Если автомобиль не может эффективно передать всю имеющуюся мощь на колёса, то установить рекорд не помогут даже самые продвинутые силовые установки. И именно в этом аспекте команда AMZ достигла наиболее существенного продвижения. В частности, студенты впервые применили на карте систему эксгаустеров, которая некогда помогла установить рекорды разгона гиперкарам McMurtry Spierling и Gordon Murray T.50. Данная система представляет собой комплекс вытяжных вентиляторов, которые создают вакуум, притягивая автомобиль к горизонтальной поверхности. Таким образом, карт даже стоя на месте получает существенное увеличение прижимной силы, благодаря чему его колёса «вгрызаются» в покрытие трассы для максимального сцепления.

Команда AMZ установила новый рекорд разгона для электромобиля
Alessandro Della Bella/ETH Zurich

Именно благодаря этому трюку Маггетти имела возможность наблюдать трёхзначное значение на спидометре уже спустя 0,956 секунды, всего в 12,3 метра от стартовой линии. Рекорд команды AMZ зафиксировала комиссия Книги рекордов Гиннесса. Маггетти и её команда рассчитывают, что в ближайщее время никому не удастся обойти их достижение, однако есть основания полагать, что в распоряжении команды Штутгартского университета тоже найдутся эксгаустеры. По словам Кейт, ощущения за рулём рекордного болида сравнимы с экстремальным аттракционом: пусть поездка и продолжается считанные мгновения, этого времени достаточно, чтобы испытать всю полноту эмоций и перегрузку около 3 g (как при запуске или спуске шаттла).

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий