Международная картонная регата в Нью-Ричмонде

Каждый август по реке Огайо сплавляются десятки цветастых судов. Некоторым из них не суждено преодолеть 180-метровый отрезок водоёма, и дело вовсе не в неопытности их капитанов, а в том, что все до единого суда этой чудной регаты сделаны из картона. Международная картонная регата проходит ежегодно в небольшом городке Нью-Ричмонд, штат Огайо, который также является домом для единственного в мире Музея картонных лодок.

Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
Anne and Spencer

Современная картонная регата является детищем двух жителей Нью-Ричмонда Шэнны и Джима Морарити, которые вдохновились аналогичным мероприятием, проходящим при кампусе Университета Южного Иллинойса в Карбондейле с 1974 года. Первая гонка в Огайо состоялась в 1993 году. К слову, в дебютный год никто не заморачивался сооружением хотя бы относительно реалистичных судов: участники забрасывали в реку кусок промышленного картона, взбирались на него и наблюдали, кто же продержится на поверхности дольше остальных. В первые несколько лет картонная регата практически не привлекала внимания местных жителей. Участие в ней принимали не более пяти человек, которые строили простейшие лодки прямо на речном пляже. Впрочем, к 2000 году гонка стала частью мероприятий в рамках ежегодного фестиваля «River Days», и постепенно ею заинтересовались не только жители Нью-Ричмонда, но и гости города. Первыми иностранными участниками регаты стала команда немецких инженеров.

Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
newrichmond.org

Международное признание и прирост количества гонщиков заметно преобразили качество и внешний вид картонных лодок. По сей день одним из самых впечатляющих экземпляров остаётся судно в виде автомобиля Model-T под названием Shiner 5, оборудованная действующими фарами, лобовым стеклом и креслом капитана. В 2001 году к регате присоединилась так называемая «Team Lemon» – команда братьев Эда и Тома Лемонов, а также их друзей Кенни Смита и Тима Янга. «Лемоны» подняли гонку на картонных судах на новый уровень, следуя оригинальным правилам мероприятия, заложенным Шэнной и Джимом Морарити. Для строительства лодок участники могут использовать три основных материала: картон, скотч и латексную краску, а также вспомогательные элементы (декорации, вёсла и т. п.).

Anne and Spencer

Учредители регаты решили не ограничивать полёт фантазии гонщиков, потому конструкция судна может быть как максимально простой, так и непредсказуемо вычурной. Как правило, базовые варианты повторяют форму стандартных лодок, а самые оригинальные суда принимают форму старинных автомобилей, гигантских тракторов, музыкальных инструментов, предметов посуды и т. д. Иногда участники регаты превращают свои лодки в настоящее картонное шоу, снабжая их световыми и звуковыми эффектами. К примеру, в коллекции картонной регаты есть Бэтмобиль, который безостановочно проигрывает мелодию из старого фильма о Бэтмене. «Лемоны» привнесли в регату немало разнообразия, а также популяризовали надёжную технологию построения картонного судна. По словам братьев, секрет плавучести и надёжности лодки заключается в использовании нескольких слоёв картона, малярного скотча на бумажной основе и неограниченного количества краски. В тёплой воде обычный скотч может отлипнуть от картона, однако клейкая лента на бумажной основе отлично впитывает краску и держит форму, даже когда картон разбухает.

Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
Jennifer Billock
Jennifer Billock
Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
Jennifer Billock

Когда люди стали прилагать всё больше усилий для сооружения своих судов, встал вопрос об их утилизации. Некоторым участникам было жалко расставаться с изделиями, пережившими регату. Спасением для них стала мастерская команды «Лемонов», разместившаяся в помещении подтопленной заправочной станции. Сперва братья и их друзья просто располагали суда на стенах мастерской, а в 2007 году им пришла идея открыть Музей картонных лодок. С тех пор количество экспонатов необычного музея выросло до нескольких десятков. Разнообразие картонных судов поражает: регата видела людей, которые сплавлялись по реке в гигантской чайной кружке, огромной туфле, драккаре викингов, копии парохода Island Queen, репликах военных судов времён Второй мировой войны и даже в исполинском унитазе. К слову, каждая лодка в коллекции музея пережила участие в регате, а некоторые экспонаты становились участниками гонки более десяти раз. Более того, одно судно установило неофициальный рекорд по количеству пройденных километров, преодолев за раз более 35 км.

Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
Anne and Spencer
Anne and Spencer
Jennifer Billock
Международная картонная регата в Нью-Ричмонде
Единственный в мире Музей картонных лодок / Jennifer Billock

Спустя почти 30 лет Международная картонная регата привлекает тысячи зрителей со всего мира. Ежегодно гонщики получают 27 трофеев за победу в различных категориях: самая быстрая лодка, самое крепкое судно, самые оригинальные костюмы экипажа и т. п. Пожалуй, любимая награда публики – это приз «Титаник», предназначенный для команды, судно которой уйдёт ко дну наиболее зрелищно. Впрочем, с каждым годом судьям становится всё сложнее найти победителя в этой категории. По словам ветеранов гонки, постепенно регата превращается в серьёзное соревнование, и её участники становятся всё более искусными. Прежде ко дну уходили около 75% судов, а в наши дни до 95% лодок приходят к финишу в целости и сохранности.

Jennifer Billock

К слову, сегодня посетители музея могут не только рассмотреть самые необычные экспонаты и приобрести сувениры, но также принять участие в мастер-классе и построить собственную лодку. В зависимости от сложности конструкции, на сооружение картонной лодки может уйти до 500 часов. Стоимость готового изделия также зависит от оригинальности замысла: самые простые суда обходятся в 30-50 долларов.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий