Парижский ресторан Мулен де ла Галетт запечатлён на картинах многих художников, включая одноимённое полотно Пабло Пикассо. Недавно исследователи обнаружили на этой работе закрашенное изображение маленькой ручной собаки – очевидно, в какой-то момент художник решил, что животным не место в ресторане.
На переднем плане картины «Мулен де ла Галетт» размещается неприглядное коричнево-чёрное пятно, которое напоминает пальто, в спешке наброшенное на спинку стула. Впрочем, если включить фантазию и присмотреться, то очертания «пальто» похожи на очертания головы небольшой собаки. По словам ведущего реставратора Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, при более детальном изучении полотна «призрак» собачонки становится всё более заметным: в тёмном пятне проглядывают мазки ярко-красной краски и фрагменты светлой шерсти. Пикассо закрасил пса, сохранив лишь контур его головы. Однако благодаря современным технологиям научной визуализации исследователи могут заглянуть под слой коричневой краски и как следует рассмотреть собачонку. Именно это и сделали кураторы и реставраторы из Музея Гуггенхайма в рамках подготовки к выставке «Молодой Пикассо в Париже».
При помощи рентгеновского флуоресцентного сканирования учёные смогли сгенерировать условную карту распределения различных химических элементов на полотне, включая неорганические пигменты – киноварь (красный цвет), цинковые белила и железный сурик. Карта распределения пигментов сложилась в форму миниатюрной ручкой собачонки, напоминающей кавалер-кинг-чарль-спаниеля – декоративную породу маленьких спаниелей-компаньонов. Вокруг шеи крохи был повязан пышный ярко-красный бант. Эксперты отмечают, что пёс мог бы стать изюминкой композиции, но, вероятно, Пикассо счёл, что животное привлекало бы слишком много внимания, затмевая собой сюжет полотна. Закрасив спаниеля, художник сохранил акцент на общем пространстве ресторана Мулен де ла Галетт и его посетителях. К тому же специалисты не исключают, что Пикассо посчитал присутствие маленькой ручной собачки неуместным в столь томной и интимной атмосфере.
Историки и искусствоведы отмечают, что современные методы исследования позволяют раскрыть всё больше нюансов производственного процесса различных художников. К примеру, Пабло Пикассо нередко менял композицию по ходу написания картин, добавляя и удаляя те или иные компоненты. Исчезновение собачонки не было единственным изменением в истории полотна «Мулен де ла Галетт». В частности, художник заретушировал одинокий пустующий стул и поменял местами даму и кавалера в одной из танцующих пар. В рамках реставрации полотна «Суп» 1902 года исследователи обнаружили, что Пабло написал пару женщины и ребёнка поверх фигуры женщины, которая стояла боком к зрителю, прогибаясь назад. Кроме того, он несколько раз менял положения главных героинь, то и дело смещая их головы, руки и ноги. Некоторые аспекты «скрытых» элементов композиции оставались явными для внимательных наблюдателей, и исследователи считают, что эти «забытые» фрагменты сохранялись в полотнах отнюдь не случайно.