Немецкий производитель крупноформатных устройств для 3D-печати BigRep представил миру первый функциональный электрический мотоцикл, напечатанный на 3D-принтере. Производитель утверждает, что каждый элемент байка NERA, за исключением проводки, изготовлен с использованием технологии 3D-печати.
Для воплощения идеи в жизнь инженерам потребовалось всего 12 недель, но в ближайшем будущем компания не планирует его запуск в серийное производство. Конкретные технические характеристики байка остаются неизвестными, но дизайнер Марко Маттиа Кристофори, которому выпал шанс совершить демонстрационный заезд, поделился, что на данном этапе скорость мотоцикла слишком мала для коммерческого использования.
Минималистический дизайн байка напоминает бэтцикл – транспорт Бэтмена, который он использовал в качестве альтернативы бэтмобилю. Вес напечатанной на 3D-принтере конструкции не превышает 60 кг, все 15 элементов Nera E-bike созданы с помощью аддитивной технологии, включая раму, сидение, диски и даже безвоздушные шины. С первого взгляда в глаза бросается зияющая пустота на месте двигателя у традиционного мотоцикла – электрический мотор Nera E-bike спрятан в ободе заднего колеса, а батареи расположены в корпусе байка. Nera лишён подвески в традиционном понимании – её функцию выполняет весь корпус мотоцикла, его гибкость позволяет гасить колебания при наезде на неровности.
Целью создателей Nera E-bike было доказать возможность использования непривычных материалов и технологий для решения самых разнообразных задач. Классические методы производства не должны ограничивать дизайнеров и инженеров в поисках более прогрессивных идей и их воплощении.
Что такое 3D-печать и как она работает?
Изобретение 3D-печати, также известной как аддитивная технология, принадлежит Чаку Халлу. В 1980-х инженер и физик разработал технологию создания объектов с помощью послойного наращивания материалов. Как и обычный струйный принтер, 3D-принтер добавляет материал в нужных точках, ориентируясь на заданный файл.
При традиционном производстве расходуется большое количество материала, в некоторых случаях на пол килограмма веса готового изделия приходится до 14 кг отходов (данные Национальной лаборатории Оук-Ридж в Теннесси, США). При использовании технологии 3D-печати 98% сырья становится частью готового продукта, что делает такое производство практически безотходным. Кроме того, устройства аддитивной технологии могут работать с необычными материалами, начиная от металлических и пластмассовых порошков и заканчивая продуктами питания и биоматериалами, схожими с человеческими клетками. Существует несколько процессов, с помощью которых возможно создание 3D-объекта, но самым распространённым является экструзия – нагревание и выдавливание материала из сопла принтера.
Сегодня 3D-принтеры используются достаточно широко для изготовления ряда изделий – от протезов до роботов, но во всех сферах процесс печати состоит из нескольких базовых шагов:
- Создание цифровой модели с помощью программного обеспечения для автоматизированного проектирования CAD (computer-aided design).
- Разбивание цифровой модели на двухмерные слои с помощью программ-слайсеров. Слайсеры также добавляют опорные элементы в конструкции, необходимые для поддержания объекта во время печати и остывания материала. После обработки программа создаёт G-код, который распознаётся принтером.
- Подготовка принтера к работе: заправка сырья – порошков или других материалов.
- Непосредственная печать объекта – этот процесс может занимать достаточно много времени, в зависимости от размера и сложности объекта, качества модели, толщины каждого слоя и диаметра сопла. В частности, для Nera E-bike были использованы сопла диаметром от 0.6 до 1 мм, а толщина слоя составляла 0.4-0.6 мм.
- В зависимости от материала, может понадобиться послепечатная обработка – химическая или механическая. Как правило, такая обработка включает в себя сглаживание неровностей и удаление поддерживающих структур.
Источник: www.dailymail.co.uk