«Зелёный» аммиак является наиболее перспективной альтернативой в вопросе декарбонизации морских грузоперевозок. Норвежская химическая компания Yara заявила, что в 2026 году она запустит первый в мире контейнеровоз на «зелёном» аммиаке – Yara Eyde.
Морской дизель – это чрезвычайно выгодное и эффективное топливо для крупногабаритных судов. Он отличается высокой энергоёмкостью и доступностью, но в то же время служит источником 1,7-3% глобальных выбросов углекислого газа. Для предотвращения усугубления критической экологической ситуации в мире человечество задалось целью достигнуть нулевого уровня выбросов к 2050 году, и декарбонизация отрасли морских грузоперевозок является одним из важнейших этапов достижения этой цели. В связи с этим уже много лет эксперты тестируют различные альтернативы дизеля в поисках наиболее эффективной и экологичной замены.
Электрический сухогруз – это откровенно тупиковая ветвь развития, ведь для питания огромных судов необходимы не менее огромные и тяжёлые батареи, но даже самые современные и мощные из них всё равно уступают дизелю по энергоёмкости. Даже водород в сжиженной или газообразной форме не может нести достаточно энергии, чтобы обеспечить исчерпывающий запас хода, необходимый для большинства популярных рейсов. Несколько более перспективным считается метанол, однако и он может служить только переходным этапом к полной декарбонизации, поскольку его нельзя назвать действительно экологичным «зелёным» топливом.
В итоге эксперты пришли к выводу, что наиболее многообещающей альтернативой морскому дизелю является «зелёный» аммиак. Стоит отметить, что это далеко не идеальное решение, поскольку он всё же уступает дизелю по энергоёмкости в 2-2,5 раза. Однако этого может оказаться достаточно для маршрутов малой и средней протяжённости. Самое главное – аммиак можно использовать для работы двигателей внутреннего сгорания с минимальными доработками, которые гарантируют точное регулирование процесса сгорания альтернативного топлива без образования оксидов азота. Хотя большую часть аммиака, используемого преимущественно в сельском хозяйстве, нельзя назвать «зелёным», компания Yara работает над увеличением объёмов чистого аммиака и его популяризацией на международном рынке.
Источник фото: Yara International