В наше время подвесная железная дорога может показаться анахронизмом, отображающим образ светлого будущего в глазах мечтателей XIX века. К сожалению, идея перевозки пассажиров в подвешенных над городами вагонах так и не получила глобального распространения, однако подобные системы всё же работают в некоторых городах Германии и Японии. К слову, оригинальная Вуппертальская подвесная железная дорога, заложенная в конце XIX века, действует по сей день во всём своём стимапанковском великолепии. Представляет вашему вниманию историю этого уникального подвесного монорельса.
Предпосылки к учреждению Вуппертальской подвесной дороги появились в 1880-х годах на закате эпохи грюндерства – периода бурного экономического развития Германии и Австро-Венгрии на фоне активной индустриализации. В цветущем Кёльне предприниматель и инженер Ойген Ланген экспериментировал с подвесной железнодорожной системой для организации транспортировки сырья и готового продукта в пределах собственной сахарной фабрики. Тем временем по соседству с Кёльном не менее активно развивался новый индустриальный регион, которому позже было суждено стать городом Вупперталем. Несколько небольших поселений, расположенных по течению реки Вуппер, быстро расширялись и обрастали многочисленными промышленными объектами, становясь одним целым. Стремительное разрастание жилых и промышленных районов привлекло десятки тысяч человек, и перед местными властями встал вопрос об организации общественного транспорта. Из-за географических особенностей долины реки Вуппер для объединения поселений было невозможно использовать традиционные трамвайные или железнодорожные линии. Потому городское руководство обратилось к публике для поиска альтернативных решений.
В 1893 году Ойген Ланген предложил построить в Вуппертале подвесную железную дорогу, и власть имущие не раздумывая согласились. Строительство системы стартовало в 1898 году, а торжественное открытие монорельса состоялось в 1901 году. Впрочем, ещё до официального запуска линии качество её работы испытал на себе император Вильгельм II и его супруга Августа Виктория. Для реализации задумки Лангена понадобилось примерно 20 тысяч тонн стали. Спустя годы в городе наконец появилась линия подвесной железной дороги с двадцатью роскошными станциями и комфортными вагонами, которые вмещали до 65 человек. В 1903 году протяжённость линии увеличили до современных 13,3 км.
С тех пор и по сей день маршрут начинается с кольца на станции Фовинкель и заканчивается кольцом на станции Обербармен. Большая часть маршрута (около 10 км) проходит над рекой на высоте до 12 метров, а сухопутная часть линии (3,3 км) пролегает на высоте 8 метров над оживлёнными городскими улицами. Вуппертальская подвесная железная дорога с первых дней работы завоевала популярность среди местных жителей, потому в последующие годы её руководство увеличило количество составов на линии и сократило интервал движения до 5 минут.
Во время Первой мировой войны количество пассажиров значительно сократилось, поскольку большинство работников промышленных объектов Вупперталя отправились на службу, однако к 1925 году пассажиропоток многократно превзошёл даже довоенные показатели. Вуппертальская подвесная железная дорога сильно пострадала из-за ковровых бомбардировок союзных сил в мае и июне 1943 года, а также в январе 1945 года, однако уже к Пасхе 1946 года эксплуатацию линии возобновили в полном размере. По словам местных жителей, старейший в мире монорельс был и остаётся одним из главных символов города именно благодаря его долговечности.
В 1950 году Вуппертальская подвесная железная дорога перевозила самого уникального и знаменитого пассажира, даже более выдающегося, чем сам император Вильгельм II – слониху Туффи. Цирк Франца Альтхоффа регулярно использовал Туффи для продвижения своих шоу, потому к тому моменту слониха уже могла похвастаться статусом знаменитости, по крайней мере, в пределах Западной Германии. Обычно животное спокойно переносило пребывание среди оживлённой толпы, и поездка на Вуппертальском монорельсе также началась довольно успешно.
Францу пришлось приобрести 5 билетов, чтобы на станции Вупперталь-Бармен Туффи пустили в вагон, заполненный представителями городской администрации и прессы. В какой-то момент слониха пожелала развернуться в тесном вагоне, но спустя пару минут безуспешных попыток сдвинуться она запаниковала, рванула на сидения и проломила боковую стенку вагона, устремившись вниз. На месте происшествия расстояние от вагона до реки составляло около 10 метров. К счастью, животное отделалось лишь испугом и парой царапин, поскольку Вуппер имеет небольшую глубину и мягкое илистое дно. Сегодня об этом событии людям напоминает базальтовая статуя слонихи в месте её приземления и граффити на стене ближайшего дома.
В наше время Вуппертальская подвесная железная дорога больше не перевозит слонов, однако всё так же остаётся популярным средством передвижения для жителей и гостей Вупперталя. По некоторым данным, до пандемии пассажиропоток монорельса достигал 25 миллионов человек в год. За более чем 100 лет эксплуатации на линии сменились несколько поколений поездов, однако руководство города всё же оставило на маршруте один из оригинальных вагонов, на котором впервые прокатились Вильгельм II и Августа Виктория. К слову, «Императорский вагон» можно арендовать для частных мероприятий.
Вплоть до 1999 года Вуппертальская железная дорога считалась самым безопасным средством передвижения в Германии, ведь за всю историю эксплуатации на линии произошло всего несколько незначительных инцидентов. Увы, эту полосу везения перечеркнула масштабная авария 12 апреля 1999 года, когда из-за оставленного на полотне 100-килограммового металлического зажима, который использовали в ходе плановых ремонтных работ, поезд упал в реку с высоты 10 метров. Как следствие, 5 человек погибли и ещё 47 получили ранения. С тех пор несчастные случаи на линии участились, а в 2018 году 350-метровая секция силового кабеля, питающего линию, упала прямо на проезжую часть, повредив припаркованный автомобиль. Монорельс пришлось закрыть на целых 9 месяцев для замены более 18 тысяч опорных зажимов, фиксирующих силовой кабель. Вуппертальская подвесная железная дорога вновь открылась в августе 2019 года и с тех пор радует пассажиров без происшествий.
Учитывая увлекательную историю и впечатляющий внешний вид сооружения, вовсе не удивительно, что Вуппертальский монорельс послужил вдохновением для множества произведений литературы и кино. В частности, аналогичная транспортная система упоминается в утопическом романе «Старая новая земля» Теодора Герцля (1902), в роуд-муви «Алиса в городах» немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса (1973), в художественном фильме «Принцесса и воин» немецкого кинорежиссёра Тома Тыквера (2000), в документальном фильме «Пина» Вима Вендерса, посвящённом немецкому хореографу Пине Бауш (2011), и пр. По словам архитектора Кристиана Буша, в современной городской инфраструктуре всё чаще преобладает серый безликий бетон, потому стальная паутина Вуппертальской железной дороги выгодно выделяется на фоне городского ландшафта, предоставляя пассажирам возможность не только с комфортом передвигаться по Вупперталю, но также наслаждаться его видами.