17 января 1803 года в Ньюгетской тюрьме в Лондоне повесили мужчину по имени Джордж Фостер, обвинённого в убийстве собственной жены и ребёнка. После казни его тело доставили в Королевскую коллегию хирургов, где труп должны были демонстративно расчленить – в качестве доказательства смерти убийцы. Однако то, что на самом деле произошло в стенах коллегии, было куда более жутким, чем даже расчленение – именно те события стали вдохновением для написания романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
В 1780-м итальянский врач Луиджи Гальвани доказал связь между электричеством и нервными импульсами в организме – по его имени был назван эффект гальванизма, сокращения мышц при стимуляции током, а его племянник Алдини Гальвани в 1803 продолжил эксперимент на теле казнённого Фостера. Об эксперименте упоминали даже в газете The Times: «Первым делом электрический ток пустили через лицо покойного: его челюсть стала дрожать, а лицо превратилось в жуткую гримасу из-за сокращения прилегающих мышц, один глаз произвольно открылся. Потом пришли в движение его ноги, а правая рука поднялась и сжала кулак». Непосвящённым могло показаться, что мужчина вот-вот оживёт.
На момент эксперимента о таинственном взаимодействии электричества и жизни было известно уже почти сотню лет. В 1730 году английский астроном Стивен Грей доказал проводимость человеческого тела, в 1746 французский физик-экспериментатор Жан-Антуан Нолле развлекал королевскую семью в Версале, заставляя 180 охранников разом подпрыгивать – выстроившись в цепочку служители монаршего двора взялись за руки, а Нолле пускал через них заряд с помощью лейденской банки, первого электрического конденсатора. Луиджи Гальвани взялся за проведение эксперимента с электричеством, чтобы защитить теорию своего дяди от нападок и критики его оппонентов, среди которых был Алессандро Вольта.
Вольта утверждал, что эффект «живого электричества» связан исключительно с наличием металла в цепи, и ткани живого существа тут абсолютно не при чём. Однако многие физики-естествоиспытатели с большим энтузиазмом поддерживали идею Гальвани. Александр фон Гумбольдт проводил эксперименты на батарейках, полностью состоящих из тканей животных, а Иоганн Риттер исследовал влияние тока на мышцы и сенсорные органы на собственном теле.
Сама мысль, что именно электричество может быть той самой «материей жизни», способной воскрешать мёртвых, возбуждала множество молодых умов, в том числе и Мэри Уолстонкрафт Шелли, автора романа «Франкенштейн». Эксперимент Алдини на теле казнённого Джорджа Фостера привлёк внимание широких кругов общества, потому не удивительно, что её муж – поэт Перси Биш Шелли, увлекавшийся химическими и электрическими опытами, также оказался большим фанатом гальванической идеи.
Хотя некоторые наблюдатели воспринимали такую связь электричества и жизни с иронией, идея породила множество серьёзных размышлений. Лектор Чарльз Вилкинсон, ассистировавший Гальвани во время его экспериментов, считал, что электричество не полностью материально: оно являет собой некую энергетическую субстанцию, которая существует на грани физического и духовного и связывает их между собой. В 1814 году английский хирург Джон Абернети высказал подобное предположение во время ежегодного собрания Хантерианского общества в Королевской коллегии хирургов, идея существования в теле энергетической субстанции, поддерживающей жизнь, получила название «витализм».
На момент публикации романа «Франкенштейн» в 1818 году, идея витализма была широко известна среди читателей, что способствовало росту его популярности. Всего через несколько месяцев после появления книги шотландский химик Эндрю Юр провёл новый эксперимент с применением электрического тока на теле другого преступника – Мэтью Клайдсдейла, также казнённого за убийство. Сам Юр сообщил, что во время эксперимента некоторые наблюдатели были вынуждены немедленно покинуть помещение, а один мужчина потерял сознание – настолько отвратительным было зрелище. Под воздействием электричества на лице покойного отражалось множество «эмоций»: неподдельный страх, агония, отчаяние, страдание, ярость. Нелишним будет предположить, что и наблюдатели, и Эндрю Юр на момент проведения эксперимента находились под глубоким впечатлением после прочтения романа – даже в своих заметках химик больше внимания уделил описанию жутких моментов, чем научных деталей.
Источник: www.dailymail.co.uk