В Бетлемском музее разума, действующем при одноимённой психиатрической больнице в Лондоне, проходит выставка «Animal Therapy: The Cats of Louis Wain» в честь бывшего пациента – английского художника Луиса Уэйна и его неповторимых кошек. В нашей статье мы расскажем Вам историю его жизни и творчества.
В 1886 году малоизвестный художник Луис Уэйн отправил в еженедельник Illustrated London News одну из своих многочисленных работ для публикации в рождественском издании газеты. Название работы «A Kitten’s Christmas Party» говорит само за себя: на рисунке изображены около 150 котов, кошек и котят, увлечённых праздничными занятиями. Хвостатые играют в снежки, музицируют, танцуют и распивают пунш. Публика викторианской Англии, которая лишь недавно рассмотрела в котах милейших домашних питомцев, а не только истребителей вредителей, была в восторге. Эта открытка принесла Уэйну неожиданную славу и звание одного из самых влиятельных графиков викторианской сказочной живописи. Впрочем, его популярность была сопряжена с семейной трагедией, которая наложила тяжёлый отпечаток на жизнь художника.
Будучи свободным художником, Уэйн зарабатывал, рисуя сюжеты из английской сельской жизни для нескольких лондонских изданий. В 1884 году Луис женился на Эмили Ричардсон, которая была старше его на десять лет и работала гувернанткой его сестёр. Ричардсон всячески поддерживала художественную деятельность мужа. К сожалению, вскоре после свадьбы Эмили диагностировали рак груди, и Уэйну пришла идея обучать их домашнего котёнка Питера различным трюкам, чтобы как-то порадовать супругу. Питер, а точнее Питер Великий, названный так в честь Петра Алексеевича, стал действенным утешением для Эмили: ласковый чёрно-белый кот смягчал её муки теплом своего тела. В какой-то момент Луис стал усиленно рисовать Питера, посвящая ему многочисленные эскизы. Эмили не раз предлагала Уэйну опубликовать эти зарисовки: она умерла спустя несколько дней после того, как рисунок «A Kitten’s Christmas Party» увидел свет. За забавными рисунками с антропоморфными кошачьими скрывалось помешательство на животных, ставшее ответом на потерю любимой женщины.
В рождественской открытке, опубликованной в издании Illustrated London News, многие коты были похожи на Питера, как и в других ранних роботах Луиса. Позже художник писал, что этот бывший уличный котёнок сыграл ключевую роль в становлении направления и стиля его творчества. Поначалу кошки на рисунках Луиса всё ещё ходили на четырёх лапах и не носили одежды, однако постепенно животные становились всё более антропоморфными. Викторианской публике очень понравились хвостатые, занятые человеческими делами. По словам Луиса, он нередко приходил в общественные заведения с блокнотом и делал зарисовки своего окружения, заменяя людей котами. Художник с юмором изображал сценки из жизни, сопровождая их остроумными комментариями. Животные на его рисунках играли в крикет, катались на велосипедах, спорили, строили и т. д. К примеру, на выставке Бетлемского музея разума представлена работа с улыбающимся котом и очень характерной подписью: «Я счастлив, ведь меня все любят».
Луис активно поддерживал несколько благотворительных организаций, которые занимались защитой домашних животных. Своей деятельностью он старался добиться изменения отношения людей к кошкам. Популярность Луиса охватила период с конца 1880-х годов до начала Первой мировой войны. Эти годы прошли для художника невероятно продуктивно: он производил сотни рисунков в год, проиллюстрировал около ста детских книг. Впрочем, Уэйн не имел коммерческой хватки: он стеснялся отстаивать авторские права и часто становился жертвой афер, потому даже активная художественная деятельность не приносила ему достойного дохода. С началом войны его финансовые проблемы усугубились, а с ними на спад пошло и здоровье Луиса. В итоге в 1920-х годах его госпитализировали в палату для нищих больницы в Тутинге на юге Лондона: к тому времени художник пристрастился к патологически частым перестановкам мебели, а также постоянно твердил о пытающих его духах, стал агрессивным и периодически нападал на сестёр.
В 1925 году Луиса перевели в Бетлемскую королевскую больницу, где ему диагностировали шизофрению. Несмотря на госпитализацию, Уэйн продолжил рисовать котов и даже принимал участие в украшении отделения к Рождеству. В стенах «Бедлама» художник оставался до 1930 года, а потом отправился в больницу Нэпсбери в Хартфордшире, где он прожил до самой смерти в 1939 году. Всё это время Луис не прекращал творить, экспериментируя с цветами и формами. По словам директора музея Колина Гейла, выставка «Animal Therapy: The Cats of Louis Wain» демонстрирует не ухудшение психического состояния художника, но целительную силу его творчества, позволившего ему прожить яркую и разнообразную жизнь, вопреки многочисленным травмам и горестям.