Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир

Как и многие величайшие изобретения, тетрис был создан совершенно случайно. В нашей статье мы расскажем Вам историю гениальной логической игры, которая продолжает оставаться одной из самых популярных в игровой индустрии даже через 35 лет после её изобретения.

Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Ubisoft

Алексей Пажитнов был сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР в Москве. В 1984 году он занимался тестированием нового устройства из серии микроЭВМ под названием «Электроника-60». Для оценки возможностей этой машины Пажитнов написал простенькую игру, основанную на любимой в детстве головоломке «пентамино». Она не только тестировала компьютер, но и вносила долю разнообразия в рабочую рутину. Едва ли простой советский программист мог знать, что в тот день – 6 июня 1984 года – он разработал игру, которая уже в скором времени завоет умы и сердца людей по всему земному шару.

Sergei Frolov
Wojtek Laski/Hulton Archive/Getty Images

Тетрис представляет собой своеобразный паззл, складываемый из геометрических фигур тетрамино. Каждая такая фигура состоит из четырёх блоков. Игроку необходимо совмещать их таким образом, чтобы образовывать непрерывные горизонтальные ряды. Пажитнов взял за основу игры «пентамино»: от греческого πέντα – «пять» и домино. В этой классической настольной игре пятиклеточные фигуры укладываются на ограниченном игровом поле. Пентамино предполагает наличие 12 фигур: в идеале они размещаются на доске, образуя сплошной прямоугольник.

Shutterstock
Rene Johnston/Toronto Star/Getty Images

Чтобы упростить написание игры, Пажитнов уменьшил фигуры до четырёхклеточных, тем самым сократив количество возможных фигур до семи. По аналогии с пентамино, он дал игре имя «тетрис»: от греческого слова τετρα – «четыре» и любимого вида спорта Алексея – тенниса. Вскоре после опробования прототипа игры программист обнаружил, что буквально не может от неё оторваться. Элементарное сопоставление геометрических фигур оказалось неожиданно увлекательным.

Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Wikimedia Commons
Железный занавес

Разработка видеоигры в советской России на пике Холодной войны была непростой задачей, но, несмотря на ограниченные возможности техники и людей того времени, тетрис сумел вырваться за пределы железного занавеса. Всё началось с малого: сперва тетрис обрёл популярность среди программистов, имевших доступ к Электронике-60. Это устройство было экспериментальным и обладало нулевыми графическими характеристиками и памятью меньше, чем у современного калькулятора. По многочисленным просьбам коллег Пажитнов задумался над адаптацией игры к IBM PC – более распространённому и мощному компьютеру. Он попросил заняться этим Вадима Герасимова – 16-летнего школьника, который подрабатывал в Вычислительном центре во время летних каникул, а сегодня является одним из инженеров компании Google. Готовый тетрис распространился по Москве со скоростью лесного пожара.

Karsa Orlong

От популяризации игры Пажитнов и его помощник не получили ни копейки: их идеи и результаты всех трудов принадлежали государству, потому сам концепт продажи тетриса или какого-либо программного обеспечения был им чужд. Люди просто рассказывали друг другу о затягивающей головоломке и распространяли её копии на дискетах. Однажды до Пажитнова дошли слухи о том, что тетрис успешно пересёк границы СССР и оказался в странах восточного блока. В 1986 году с ним связался Роберт Стейн – импортёр программного обеспечения в лондонской компании Andromeda. Он увидел тетрис в Венгрии и предложил Пажитнову немалые деньги, чтобы лицензировать игру для её продажи в западных странах.

Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Spectrum HoloByte, AcademySoft-ELORG, Macintosh

Советский программист как мог объяснился со Стейном, выразив свой энтузиазм по поводу его предложения, но однозначного согласия не дал. Пажитнов знал, что прямая связь с западным бизнесом могла угрожать ему тюрьмой, потому он надеялся осуществить передачу прав на игру более правомерным способом. Британец неправильно воспринял ответ Алексея и тут же взялся за производство игры в сотрудничестве с компаниями Mirrorsoft и Spectrum HoloByte, принадлежавшими Роберту Максвеллу. Уже на начальных этапах производства с ним связались представители Электроноргтехники – советской государственной компании, руководившей экспортом ПО и электроники. Они заявили о том, что официальная передача прав на тетрис осуществлена не была, потому её производство было нелегальным.

Пока Стейн разбирался с Электроноргтехникой, Mirrorsoft и Spectrum HoloByte продолжали работу над грядущим запуском производства. Тетрис увидел мир в 1988 году: он был доработан программистами из компаний Максвелла, но сохранил русский колорит. В фоновых заставках мелькали фото Красной площади, а также различных исторических и политических персонажей.

Game Boy
Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Just Bens Photos / Nintendo Gameboy Pocket

Тетрис прекрасно продавался среди владельцев персональных компьютеров, однако он по-прежнему не охватывал важный сегмент игрового рынка – консоли. В 1989 году компания Nintendo выпустила портативное игровое устройство Game Boy, которое было бы идеальной платформой для советской головоломки. Президент компании Bullet-Proof Software Хенк Роджерс убедил Минору Аракава, основателя Nintendo of America, включить тетрис в перечень игр для Game Boy. Компания Роджерса выпускала игру только на территории Японии, однако, когда он стал пытаться наладить производство за её пределами, оказалось, что о праве на владение тетрисом заявляют сразу несколько компаний. Тогда Роджерс решил обратиться к оригинальному владельцу прав на головоломку – Электроноргтехнике.

Поначалу в Москве президент Bullet-Proof Software не добился особых успехов в решении вопроса, пока не нанял переводчика. Каким-то образом она организовала ему встречу с руководством Электроноргтехники, на которой также присутствовал Пажитнов. Среди всех присутствующих только он понимал принципы работы игры и был лично заинтересован в её распространении. Роджерс быстро нашёл с ним общий язык, а затем они вместе убедили чиновников одобрить выпуск тетриса на Game Boy. В итоге по всему миру было продано более 35 миллионов копий консольной версии головоломки – самой успешной, по мнению Пажитнова и многих других.

Пажитнов и Роджерс / Getty Images
Авторские отчисления

Несмотря на ошеломительный успех игры, Пажитнов по-прежнему не заработал на ней ни копейки. Во избежание новых сложностей на пути к лицензированию игры для продажи во всём мире он передал все права на тетрис Вычислительному центру Академии наук СССР на 10 лет. Ситуацию также усугубили противоречия между Nintendo и Tengen — подразделением Atari Games, занимающимся разработкой консольных игр. Судебные тяжбы между ними длились до 1993 года, поскольку Atari, изначально получившая права только на версию тетриса для игровых автоматов, не хотела терять многообещающий рынок консолей.

Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Aliens Studios Productions

В 1991 году Алексей Пажитнов переехал в Сиэтл при помощи Хенка Роджерса, который на тот момент уже стал ему хорошим другом. Только по истечении 10-летнего договора о передаче прав на тетрис ЭЛОРГ он начал получать авторские отчисления за своё изобретение. В 1996 году Пажитнов и Роджерс основали компанию The Tetris Company для упрощения лицензирования игры и контроля её клонов. Кроме того, друзья зарегистрировали слово Tetris, а также цвета и названия семи геометрических фигур как торговую марку.

Getty Images
MEDIUM

С тех пор тетрис стал темой для нескольких исследовательских работ. Например, одна из них доказала, что разгадывание головоломки помогает побороть излишний аппетит, а в отдельных случаях даже влечение к наркотикам. Другая обнаружила необычное развитие некоторых участков мозга у людей, которые регулярно играют в тетрис. Кроме того, чрезмерное увлечение игрой может привести к так называемому «эффекту тетриса», который заставляет людей видеть тетрамино в окружающих их объектах и подсознательно их перемещать.

Тетрис: советская логическая игра, покорившая мир
Perry Bible Fellowship

С 1984 года тетрис и различные его вариации были выпущены на 65 платформах. Сам Пажитнов разработал более 100 разновидностей головоломки. Самая последняя представляет собой онлайн мультиплеер под названием «Tetris 99», что подразумевает максимальное количество игроков. Эта версия увидела мир в начале 2019 года в честь 35-летнего юбилея игры.

Nintendo

Источник

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь