Неон был «скучным» благородным газом без цвета и запаха, пока его не поместили в стеклянную трубку и не пропустили через него электрический заряд. Представляем Вашему вниманию историю создания неоновых вывесок – так называемых «неонов Клода».
История неоновых вывесок началась в 1890-х годах, когда шотландский химик Уильям Рамзай выделил из воздуха новый газ. «Методом исключения» он с коллегами впервые сжижил из воздуха в чистом виде такие газы, как гелий, аргон, криптон, ксенон и неон. Вместе с радоном они образуют группу благородных газов – одноатомных молекул, неспособных химически связываться с другими элементами. По легенде, в поиске подходящего названия для газа Уильяму помог его сын Вилли, который предложил имя «novum», что в переводе с латыни обозначает «новый». Рамзаю понравилась идея новизны, однако он решил, что греческий синоним «neon» будет звучать лучше. Неон не виден невооружённому глазу, однако из-за высокой электропроводности при прохождении тока он светится огненно-красным цветом. Именно эта особенность способствовала появлению газоразрядных ламп с благородными газами, а затем и неоновых вывесок.
Начиная с первой трети XIX века сжиженные газы активно использовали для освещения улиц и помещений, сварки и в первых ДВС. В основе большинства методик по сжижению газов лежит эффект Джоуля – Томсона, который заключается в охлаждении газа до уровня ниже критической температуры путём его пропускания сквозь дроссель. При этом газ должен находиться под воздействием постоянного перепада давления без теплообмена с окружающей средой. Среди множества экспериментаторов XIX-XX вв. был французский инженер и химик Жорж Клод, который занимался производством и продажей сжиженного кислорода в промышленных целях вместе со своим коллегой Паулем Делормом. В 1902 году товарищи основали компанию L’Air Liquide, которая быстро вышла на международный рынок, однако Жорж Клод всё ещё мечтал реализовать себя в науке и надеялся открыть новые благородные газы. Когда его эксперименты по сжижению воздуха в поиске неизвестных инертных газов оказались безуспешными, Клод решил использовать образовавшийся запас неона, чтобы разработать альтернативу электрическим лампам.
Жорж Клод не был первым человеком, попытавшимся использовать трубки с газом для освещения. Вдохновлённые коммерческим успехом ламп накаливания, изобретатели предпринимали немало попыток превратить ранние газоразрядные лампы в практичный осветительный прибор. В конце 1890-х годов Дэниел МакФарлен Мур, который прежде работал на Томаса Эдисона, наполнял 3-метровые стеклянные трубки азотом или углекислым газом под низким давлением и присоединял к ним электроды. При подаче тока эти «лампы Мура» светились ярко-белым цветом. Они оказались значительно более эффективными, чем актуальные на тот момент лампы накаливания, однако были слишком дорогими в установке и эксплуатации. С распространением вольфрамовой нити усовершенствованные лампы накаливания окончательно вытеснили с рынка «лампы Мура», однако Жорж Клод решил адаптировать его идею.
Для реализации неоновых газоразрядных ламп Клоду пришлось заменить не только газ, но и другие компоненты ламп. Электрический заряд придавал неону чистое и яркое свечение, однако оно быстро тускнело из-за примесей, испаряющихся с поверхности нагревающихся электродов. Установка угольных фильтров позволила сохранить чистоту неона, однако металлические примеси стали собираться вокруг электродов и быстро выводили их из строя. Тогда Клод решил установить более крупные электроды, которые медленнее нагревались, продолжая жизненный цикл лампы. В ходе многочисленных экспериментов изобретатель получил 6 метровые лампы, которые работали до 1200 часов. Наконец, в 1910 году Жорж Клод получил патент на неоновые лампы.
Первая публичная демонстрация неоновых ламп состоялась в декабре 1910 года на Парижском автосалоне. Внутри разномастные современные технологии того времени подсвечивали обычные лампы накаливания, а на входе колоннаду выставочного зала освещали две 12-метровые неоновые лампы, излучающие загадочный красно-оранжевый свет. Сам Клод признавал, что такой цвет был не всегда уместен для общего освещения. По его мнению, от такого акцента могли выиграть творческие инсталляции и рекламные вывески. Совершенно ожидаемо, второй вариант обрёл гораздо более широкое распространение. Датой зарождения популярности неоновых рекламных вывесок можно считать 1912 год: первый экземпляр инновационной рекламы украсил собой вход в парижскую парикмахерскую на бульваре Монмартр. Далее последовал огромный знак на крыше завода Чинзано, а затем и роскошная иллюминация на входе в Парижскую оперу.
Вес самых зрелищных рекламных конструкций был немаленьким. К тому же при монтаже на фасадах и крышах зданий они должны были устойчиво выдерживать неблагоприятные погодные условия. В начале XX века мастерам приходилось изрядно потрудиться, чтобы надёжно зафиксировать массивную конструкцию. К счастью, сегодня неоновые вывески стали гораздо легче, а их монтаж упрощает широкое разнообразие крепёжных изделий, ознакомиться с которым Вы можете по ссылке: https://krepcom.ru/catalog/ankera/anker_pfg_lb_s_boltom.htm.
Оценив успех изобретения в родной Франции, Жорж Клод открыл компанию «Claude Neon» и стал продавать франшизы на установку неоновых вывесок. Несмотря на нескромный ценник в 100 тысяч долларов и высокий процент роялти, по всему миру стали открываться десятки франшиз. Особую популярность неоновые лампы обрели в крупных американских городах. Хотя поначалу разнообразие форм неоновых вывесок было небогатым, владельцы заведений во всю соревновались между собой, пытаясь заполучить самое выигрышное место для своей рекламы.
Первым владельцем неоновых рекламных знаков стал предприниматель Эрл Энтони, который увидел вывеску Клода во время поездки в Париж в 1923 году. Он не мешкая заказал несколько ламп (согласно различным источникам две или три) для рекламы своего автосалона. В сделанной элегантным шрифтом надпись «Packard» оранжевые буквы окружал голубой контур, предположительно, полученный путём добавления в газовую смесь ртути. Вывески обошлись Энтони в 1250 долларов за штуку – каждая в половину стоимости пятиместного Packard Single-Six Touring 1923 года выпуска. Впрочем, его вложение быстро окупилось, ведь уникальные рекламные знаки стали настоящей сенсацией в Лос-Анджелесе. Поговаривают, время от времени они становились причиной пробок, поскольку люди останавливались среди дороги, чтобы полюбоваться их загадочным сиянием.
Тем временем монополия Клода на неоновые вывески подошла к концу с окончанием действия его патента. С тех пор популярность неоновых вывесок росла в геометрической прогрессии. Неон действительно стал воплощением всего нового, символом развивающейся промышленности, экономики и прогресса в мире, который всё ещё восстанавливался после Первой мировой войны и финансового кризиса. В рекламных объявлениях компании Corning Glass Works, которая служила одним из главных поставщиков стеклянных трубок, неоновые вывески называли новым языком жестов.
По мере популяризации неоновых вывесок в США появились мастерские и даже целые школы, в которых желающих обучали непростой технике изготовления газоразрядных ламп. В общих чертах процесс изготовления выглядел следующим образом: стеклянную трубу разогревали над горелкой, чтобы придать соответствующие дизайну формы и изгибы, постоянно продувая раскалённую трубку насквозь, чтобы её стенки не спадались. Затем к сформированным трубкам присоединяли электроды, откачивали из них воздух и очищали стекло разрядом высокого напряжения. Чистую лампу наполняли небольшим объёмом газа – чаще всего соединением неона и аргона с примесью ртути. Для достижения ровного свечения из газов удаляли нежелательные примеси путём подачи тока повышенного напряжения. Готовые неоновые трубки водружали на металлическую пластину, которую нередко покрывали эмалью для усиления эффекта свечения лампы. Завершающим штрихом было подсоединение внешнего электрооборудования.
Несмотря на хрупкость стеклянных труб, индустрия быстро приспособилась к созданию широкого разнообразия форм: печатных букв, курсивного письма и геометрических композиций, которые объединялись в сложные картинки. Позже вывески научились делать анимированными. Подвижные дизайны с танцующими девушками или алкоголем, наполняющим гигантские бокалы, реализовали при помощи таймеров, которые включали и выключали элементы композиции в заданном порядке. Красочность вывескам придавали различные смеси газов либо тонировка стекла: в общей сложности было доступно более 40 цветовых комбинаций.
Безраздельное господство неона в сфере рекламных вывесок было относительно недолгим. Конец ему положили ночные отключения электричества по территории всей страны в годы Второй мировой войны. По окончании войны появились более дешёвые варианты вывесок из пластиковых трубок, потому владельцы большинства заведений стали избавляться от неоновых гигантов, оставляя лишь скромные значки. Впрочем, в конце 1970-х годов началось малое возрождение «неонового языка жестов», которое отчасти продолжается и по сей день. Производители научились воспроизводить старые техники и стили, а также привнесли в индустрию новые методы, с помощью которых неоновые лампы стали инструментом декоративно-прикладного искусства. Несмотря на глобальное распространение билбордов с подсветкой и светодиодных экранов, неоновые вывески всё ещё остаются символом бурной ночной жизни большого города.