В Северной Америке всё ещё бушует полярный вихрь, который сопровождается экстремальными морозами и сильными снегопадами. В такую погоду, как правило, советуют не покидать дом без крайней необходимости, ведь из-за сложных погодных условий затруднено движение транспорта. В подобных случаях выручили бы обогреваемые надземные переходы, которым нипочём и крепкие морозы, и гигантские сугробы. К счастью, некоторые города подготовлены к погодным напастям, например, Миннеаполис – крупнейший населённый пункт штата Миннесота, который больше других оказался подвержен влиянию полярного вихря. Миннеаполис оборудован целой системой крытых надземных переходов под названием Skyway, о который мы расскажем Вам в нашей статье.
Идея создания надземных коридоров принадлежала застройщику Лесли Парку, которого вдохновил опыт Southdale Center – крытого торгового центра в пригороде Миннеаполиса. Торговый центр был открыт в 1956 году и представлял собой здание с достаточно продвинутой на то время системой кондиционирования воздуха, которая в любое время года поддерживала внутри общественных помещений и торговых залов комфортную температуру. Парк посчитал, что создание условий для комфортного передвижения по центру города поможет привлечь туда больше людей.
В 1962 году в Миннеаполисе был построен бизнес-комплекс Northstar Center, который решили соединить со зданием Northwestern Bank с помощью крытого надземного перехода. Такое решение пришлось по вкусу посетителям, потому владельцы окружающих зданий стали постепенно развивать систему Skyway, переходы соединяли не только новые здания, но и старые. Так в 1963 году Northstar Center соединили с Roanoke Building, построенным в 1927 году – этот переход является старейшим существующим элементом системы Skyway.
Долгое время переходы не складывались в единую систему, по состоянию на 1972 год насчитывалось 7 сегментов, но не все они были соединены между собой. Поворотным моментом для Skyway стало сооружение небоскрёба IDS Center – самого высокого здания в городе и на сегодняшний день, который «замкнул цепь» системы с помощью надземных переходов, соединяющих его с четырьмя окружающими зданиями. В 1976 году городской совет издал первую карту сети переходов и оснастил переходы указателями, так как на тот момент сеть переходов уже была достаточно запутанной. Последний сегмент присоединился к системе в 2016 году, когда был построен переход, соединяющий центр города и стадион U.S. Bank Stadium.
Как правило, переходы строятся между вторыми или третьими этажами зданий, потому во многих лифтах эти этажи обозначают буквами «SK». По мере развития системы людям стало гораздо сложнее ориентироваться в бесконечной сети коридоров, но теперь на помощь пешеходам приходят разнообразные приложения для смартфонов вроде Minneapolis Skyway App или SkywayNav. В среднем за день переходами Skyway пользуются около 285 тысяч человек. Помимо того, что переходы помогают продолжать активную общественную жизнь в чертах города вне зависимости от погодных условий, ещё одним бонусом от внедрения подобной системы стала разгрузка тротуаров и облегчение транспортной ситуации в Миннеаполисе. Кроме того, доступные в любое время года переходы стали отличной площадкой для торговых точек и предприятий общественного питания: в системе доступны более 140 кафе и ресторанов на любой вкус и кошелёк, а также огромное количество магазинов.
На сегодняшний день система Skyway является самой большой в мире системой надземных переходов: она объединяет 80 кварталов Миннеаполиса, а общая длина крытых обогреваемых коридоров составляет 18 км. Подобная система существует также в столице штата – в Сент-Поле первый надземный переход появился ещё в 1951 году, но местной сети не довелось вырасти до масштабов Skyway в Миннеаполисе, общая протяжённость коридоров, которые объединяют 45 кварталов, составляет около 8 км. Третий по величине город штата – Рочестер, также известный как «медицинский город» благодаря клинике Мэйо – также оценил преимущества такого способа передвижения по центру. В Рочестере две пешеходные системы Skyway и Subway объединяют 16 кварталов, в основном это здания клиники и административные сооружения, а также главные общественные заведения города.
В 1988 году рок-группа The Replacements из Миннеаполиса увековечила систему в песне «Skyway» из альбома «Pleased to Meet Me».