Аэропорт-призрак Берлин-Бранденбург

Десятки перронов, готовых принять самолёты. На информационных табло отображено расписание рейсов в реальном времени. Терминалы, мерцающие цветами различных авиакомпаний, стоят в ожидании новых пассажиров. Аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER) ничем не отличается от других крупных европейских аэропортов, за исключением одного НО: за 7 лет с момента запланированного открытия его порог не переступил ни один пассажир. Почему же такой многообещающий проект превратился в аэропорт-призрак?

аэропорт

Традиционно во всём мире Германия воспринимается как страна исключительно пунктуальных педантов, всегда настроенных на точность и эффективность своей работы. Тем комичнее выглядит ситуация с берлинским аэропортом, начиная бесконечными задержками в процессе строительства и заканчивая непредвиденными расходами, которые в разы превысили запланированную сумму. Аэропорт уже давно стал темой для грустных шуток и непрекращающимся источником разочарований для местных жителей.

Общая сумма не должна была превышать двух миллиардов евро, однако по состоянию на начало 2018 года расходы уверенно переступили порог в 7 миллиардов. Ожидалось, что аэропорт начнёт работу в июне 2012 – уже на тот момент и сумма, и время ожидания прилично превышали запланированные показатели, но бесконечная череда серьёзных ошибок привела к тому, что мы имеем сегодня.

Впервые речь о возведении нового аэропорта в Берлине зашла ещё в 1989 году после падения Берлинской стены. Именно тогда стало понятно, что имеющихся комплексов – Тегель в бывшем западном Берлине и Шёнефельд на востоке – будет недостаточно для обслуживания воссоединённой столицы. Только в 2006 город приступил к работе над новым аэропортом, с открытием которого старые комплексы подлежали ликвидации.

Первым индикатором проблем стал перенос открытия аэропорта с октября 2011 на июнь 2012, о котором объявила корпорация-эксплуатант Flughafen Berlin-Brandenburg GmbH. В 2012 город уже готовился к церемонии открытия, которую должна была посетить канцлер Ангела Меркель, но буквально в мае инспекторы обнаружили серьёзные проблемы в системе пожарной безопасности.

Вслед за неполадками в системе детекции дыма проблемы сыпались одна за одной: более 90 метров кабеля были установлены некорректно, 4 тысячи дверей неправильно пронумерованы, а эскалаторы оказались слишком короткими. Потом обнаружилось, что количества установленных стоек регистрации пассажиров не хватало для всех авиакомпаний, от предложения регистрировать людей в палатках перед зданием терминала авиакомпании отказались, что совершенно неудивительно.

Йорг Стродтер, председатель парламентского следственного комитета по вопросам, связанным с BER, рассказал, что ключевой ошибкой было позволить эксплуатанту пытаться исправлять проблемы всё это время. Подобные учреждения, как правило, имеют сложные конструкции, потому даже незначительные проблемы в какой-то части конструкции могут иметь сокрушительные последствия. Ещё в 2012 следовало принять решение о демонтаже и начать всё сначала.

Сложившаяся ситуация – классический пример так называемой «ошибки необратимых издержек». Люди (или в данном случае организации) отказываются признавать поражение, когда уже вложили значительное количество времени и ресурсов в какое-то дело. Они продолжают предпринимать объективно бессмысленные действия, словно хватаясь за соломинку. Чем дольше откладывалось открытие аэропорта, тем больше проблем находили инспекторы. В корпорации, которая занимается сооружением аэропорта, несколько раз менялось руководство, но никто из них не имел опыта работы в подобных проектах.

На содержание аэропорта даже в режиме простоя уходят огромные деньги – около 9-10 миллионов евро в месяц. Эти расходы включают оплату труда персонала и рабочих, охрану и коммунальные услуги. Иногда стоимость поддержания деятельности систем нефункционирующего аэропорта кажется просто абсурдной, например, в 2013 году из-за неисправности системы в терминале несколько месяцев не выключался свет, а в начале 2018 за 500 тысяч евро пришлось поменять все 750 информационных табло, так как за годы работы они попросту перегорели.

Уже не раз Берлин призывали покончить с этим затратным проектом и начать сначала – представители авиакомпаний Lufthansa, Eurowings, вещательная компания Германии Deutsche Welle и многие другие. Несмотря на подобные заявления, в корпорации Flughafen Berlin-Brandenburg GmbH уверены, что аэропорт начнёт принимать пассажиров в октябре 2020. Об этом сообщили представители корпорации в октябре 2018 года, также стало известно о ряде дефектов, над которыми работа продолжается и по сей день. Прежде чем аэропорт войдёт в эксплуатацию, ему предстоят тщательные проверки от ряда инспекций.

Аэропорт BER – не единственный крупный проект в Германии, при воплощении которого возникли непредвиденные трудности и расходы. В Гамбурге концертный зал Эльбская филармония обошёлся стране в 789 миллионов евро вместо запланированных 77, а в Штутгарте в 1995 году был представлен проект нового главного вокзала под названием Stuttgart 21, его строительство началось еще в 2010 и закончится не раньше 2021. Однако именно аэропорт считают самым масштабным бельмом на глазу Германии, которое непрерывно поглощает ресурсы города и страны.

Эльбская филармония
Эльбская филармония

Источник: www.bbc.com

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий