В истории были времена, когда серебряные украшения ценились выше золотых, но с популяризацией белого золота и платины в начале XX века они потеряли свою актуальность в мире высокого ювелирного искусства. Впрочем, спустя годы серебро начало возвращать утраченные позиции на рынке Fine и High Jewelry.
Начиная с прошлого лета серебряные ювелирные украшения стали появляться в центре внимания специализированных ювелирных мероприятий гораздо чаще обычного. К примеру, серебро от Boucheron и Buccellati стало звездой Европейской ярмарки изящных искусств в Маастрихте и фэшн-шоу в Париже. Затем осенью массивное украшение Vortice II из серебряных пластин от знаменитого британского ювелира Джона Мура оказалось одним из самых популярных экспонатов ярмарки PAD London. Данный тренд поддерживает и ювелирный интернет магазин Голден Сильвер, изделия которого известны нестандартным сочетанием серебра с золотом. По словам экспертов, появление данного благородного металла на рынке Fine и High Jewelry стало приятным сюрпризом: его всё чаще используют для создания эксклюзивных и коллекционных украшений.
По словам директора популярного ритейла Threads Styling Элис Чирумболе, каждый покупатель видит в серебре свои достоинства, например, более приятную стоимость в сравнении с украшениями из других драгоценных металлов аналогичного класса. Элис также отмечает, что современные серебряные украшения – более дерзкие и стильные, чем когда-либо – стали неожиданной формой самовыражения для мастеров и покупателей, представляющих молодое поколение. Впрочем, по мнению редактора журнала British Vogue и основателя подкаста «If Jewels Could Talk» Карол Вултон, едва заметная смена курса индустрии началась ещё в 1960-70-х гг. с приходом первых женщин-ювелиров, добившихся международного признания: шведки Вивианны Торун Бюлов-Хюбе, итальянки Эльзы Перетти и др. Ещё тогда они отдавали предпочтение изящным, минималистичным украшениям из серебра, которые выглядят потрясающе современно даже по сегодняшним меркам.
Стоит отметить, что работы Вивианны и Эльзы зачастую относят к категории Fine Jewelry, которая охватывает украшения, изготовленные с применением чистых благородных металлов и камней. Главное их отличие от изделий категории High Jewelry заключается в том, что их, как правило, выпускают серийно: эти украшения стильные, качественные и роскошные, но не единственные в своём роде. Тем временем категория High Jewelry – высокого ювелирного искусства – характеризуется исключительными украшениями из самых высококлассных сплавов, редчайших камней, созданными по уникальному, нередко весьма экстравагантному и вызывающему дизайну.
С точки зрения High Jewelry, поворотным моментом для серебряных украшений стало появление коллекции Dior à Versailles, созданной по задумке дизайнера Виктуар де Кастеллан в 2016 году. Одним из центральных элементов коллекции выступил кафф-браслет Salon d’Apollon, в котором фоном и базой для массивной инсталляции из жёлтых и белых бриллиантов в форме звезды стала текстурированная чёрная лента и изящный развивающийся бант из оксидированного серебра. По словам мисс де Кастеллан, вдохновением для коллекции стали украшения придворных Версаля XVIII века. В те времена серебро было единственным доступным светлым благородным металлом.
С тех пор серебро стало частым гостем в коллекциях Fine и High Jewelry. Несмотря на это, его стоимость по-прежнему остаётся несравнимо более низкой, чем стоимость других драгоценных металлов, что делает его более привлекательным не только для крупных дизайнеров, но также для начинающих мастеров, желающих попробовать себя в высоком ювелирном искусстве. По словам ливанского ювелира Гаэль Хури, изначально именно доступность серебра стала дня неё решающим фактором в выборе материала, однако впоследствии она обнаружила, что универсальность металла и многообразие техник позволяют создавать украшения с неповторимыми эстетическими характеристиками, недоступными даже самым благородным материалам.
Хури утверждает, что в начале её карьеры в 2011 году потенциальные клиенты и ритейлеры относились к изделиям из серебра с некоторым пренебрежением. Однако сегодня всё больше людей рассматривают украшения как предметы высокого искусства, а не как объект финансовых инвестиций. В связи с этим в обществе становится меньше предрассудков касательно используемых материалов в угоду уважения к приложенным усилиям и чувству прекрасного автора. Как следствие, интерес к серебряным украшениям разного уровня многократно вырос, и, по мнению экспертов, данная тенденция определённо сохранится в последующие годы.