В эру глобализации авиалинии соревнуются между собой в организации наиболее продолжительных беспересадочных рейсов, которые охватывают тысячи километров и продолжаются не менее 15 часов. Тем удивительнее, что параллельно рекордсменам по протяжённости всё ещё существует авиарейс компании Loganair, который связывает острова Уэстрей и Папа-Уэстрей в пределах Оркнейских островов и продолжается менее двух минут.
Сегодня многие люди задумываются об экологичности своих транспортных средств. Авиаперелёты – далеко не самый чистый способ передвижения, поскольку самолёты выбрасывают в воздух тонны парниковых газов. Проблема экологичности авиации будет усугубляться по мере увеличения воздушного трафика, потому сам факт существования коротких рейсов кажется не просто нелогичным, но и вовсе безответственным. Однако в отдельных случаях такие рейсы – единственный возможный вариант сообщения между пунктами А и Б.
Авиарейс Loganair «Уэстрей – Папа-Уэстрей», связывающий два небольших острова в Оркнейском архипелаге на северо-востоке Шотландии, действует с 1967 года. Аэропорты островов разделяют какие-то 2,7 километра, что примерно сопоставимо с длиной одной из взлётных полос главного аэропорта Шотландии в Эдинбурге. Официально длительность полёта достигает 90 секунд, а рекордное время составляет всего 53 секунды. Этот рекорд принадлежит пилоту Стюарту Линклейтеру, который выполнил более 12 тысяч мини-перелётов за свою 24-летнюю карьеру и вышел на пенсию в 2013 году. Авиарейс Уэстрей – Папа-Уэстрей является регулярным: в будние дни пассажиры могут переправиться в оба направления, а в выходные – только в одном.
Данный авиарейс выполняется в рамках обязательств авиакомпании по организации коммунального обслуживания граждан. Между островами Уэстрей с населением около 600 человек и Папа-Уэстрей с населением менее 70 человек существует регулярное паромное сообщение. Однако паромам приходится преодолевать около 5 километров, и в лучшую погоду на дорогу уходит до получаса. Не каждому под силу выдержать даже эти 30 минут: мощные волны то и дело раскачивают судно, ведь для Оркнейских островов характерен никогда неутихающий западный ветер. К тому же он нередко становится слишком свирепым и яростным, принося с собой сильнейший шторм, который делает паромные переправы не только малоприятными, но и опасными. Как следствие, паромное сообщение очень подвержено перебоям. В 2014 году в правительстве Великобритании зашла речь о строительстве системы мостов между Оркнейскими островами. Однако ввиду отсутствия какого-либо продвижения в этом вопросе самый короткий в мире регулярный авиарейс продолжает служить «дорогой жизни» для обитателей островов Уэстрей и Папа-Уэстрей.
Большинство пассажиров рейса – туристы, школьники, студенты и их преподаватели, которые заинтересованы в изучении богатого археологическими достопримечательностями острова Папа-Уэстрей. Кроме того, периодически к ним присоединяются медики, спешащие на помощь к больным на Папа-Уэстрей, а также сами пациенты, отправляющиеся на плановое лечение в больницу острова Уэстрей. За данным рейсом закреплены два самолёта Britten-Norman BN-2 Islander, также известных как BN-2. Эти лёгкие самолёты рассчитаны на одного пилота и восьмерых пассажиров. По словам главного исполнительного директора компании Loganair Джима Кэмерона, BN-2 давно доказал свою пригодность к частым перелётам в условиях капризной шотландской погоды. К 2021 году компания также планирует ввести в эксплуатацию электрический самолёт, благодаря которому самый короткий авиарейс станет максимально экологичным.