RobotFalcon: робот-сокол будет охранять аэропорты от птиц

Летательные аппараты и птицы делят небо со времён первого полёта самолёта в 1903 году. Увы, нельзя сказать, что их территориальные взаимоотношения всегда были беспроблемными, и чем активнее развивается авиация, тем острее это ощущается. Столкновение птиц и самолётов является причиной гибели тысячи пернатых в год, огромных расходов на ремонт машин, а в некоторых случаях и авиационных катастроф. На защите аэропортов от птиц стоят орнитологические службы и дроны, однако оба варианта не лишены недостатков. Потому в Гронингенском университете разработали новую альтернативу – робота-сокола RobotFalcon.

RobotFalcon: робот-сокол будет охранять аэропорты от птиц
R.F. Storms

Орнитологические службы признаны достаточно эффективным инструментом по охране аэропортов от пернатых. Хищные птицы, как правило, соколы, успешно отпугивают нежеланных гостей с ВПП и прилегающих территорий. Впрочем, к сожалению, разведение и тренировка служебных соколов – удовольствие недешёвое. К тому же эксплуатация животных в подобных целях всегда связана с определёнными рисками, например, хищник может заболеть либо травмироваться. Нидерландские учёные считают, что RobotFalcon может стать полноценной альтернативой своим пернатым собратьям. В рамках полевых испытаний робот из стекловолокна и вспененного полипропилена с размахом крыла 70 см показал себя весьма достойно.

FRANKHILDEBRAND/iStock
RobotFalcon: робот-сокол будет охранять аэропорты от птиц
Deterrence of birds with an artificial predator, the RobotFalcon / Rolf F. Storms, Claudio Carere, Robert Musters, Hans van Gasteren, Simon Verhulst and Charlotte K. Hemelrijk

Устройство имитирует движения крупного, угрожающего сокола: в первые 5 минут работы на поле он спугнул всех птиц, причём 50% территории было «защищено» в первые 70 секунд. Для сравнения, традиционный квадрокоптер заставил улететь лишь около 80% птиц. Стоит отметить, что в течение длительного процесса испытаний исследователи не обнаружили изменения реакции птиц на встречу с роботом. Это может значить, что животные не привыкают к устройству и не начинают бояться его меньше, что положительно сказывается на эффективности метода. RobotFalcon весит 0,245 кг: в движение его приводят два двигателя с тянущими пропеллерами, а управление реализовано за счёт регулируемого положения хвостового оперения. Круизная скорость робота-сокола составляет 54 км/ч. Для коррекции его движений в головной части находится камера, предоставляющая оператору вид «от первого лица».

R.F. Storms

Впрочем, создатели RobotFalcon признают, что их творение не лишено недостатков. В частности, пока что его невозможно использовать в дождливую погоду и при сильном ветре, а управлять им могут только обученные операторы. К тому же для лёгкости устройства пришлось пожертвовать ёмкостью аккумулятора, потому время полёта робота ограничено 15 минутами. Кроме того, роботизированный хищник оказался менее эффективным, когда речь шла об отпугивании крупных птиц – гусей, цапель и т. п. Однако, по мнению разработчиков, это можно исправить при помощи создания более габаритного робота, который смог бы имитировать орла или другого крупного хищника. Тем временем они рекомендовали бы руководству аэропортов совмещать RobotFalcon с традиционными методами отпугивания птиц для максимальной эффективности.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий