Гиробус — экологически чистый транспорт из прошлого

Уровень вредных для экологии выбросов волновал ученых всего мира с самого появления двигателей внутреннего сгорания. Троллейбусы и трамваи показали себя с наилучших сторон, но все же они имели слишком много ограничений, и самым большим из них было покрытие их маршрутов линией электропередач, а для трамваев требовались еще и рельсы. Так в 40-х годах инженеры из Швейцарии предприняли попытку создать альтернативный вид автобусов, оснащенных электродвигателем. Всё бы ничего, но аккумуляторы того времени оставляли желать лучшего, и для этих целей их емкости было катастрофически мало. Выход из ситуации был найден очень оригинальный…

Решение было достаточно диковинным – энергию в гиробусе сохранял огромных размеров маховик. На остановках для подзарядки он раскручивался до высоких оборотов, после чего генератор от его вращения вырабатывал энергию, которая поступала на электродвигатель. Несмотря на всю сумасбродность этой затеи, она даже получила реализацию, и какое-то время такой вид транспорта действительно проработал на постоянных городских маршрутах. Проект был разработан в 1946 году Бьярне Сторсандом, занимавшим должность главного инженера в компании Maschinenfabrik Oerlikon.

Частота оборотов маховика достигала 3000 в минуту, чего было достаточно для преодоления расстояния в 6 километров со скоростью до 60 км/ч. Это требовало дополнительной сноровки от водителя, и в отдельных случаях гиробус мог проехать на максимальном “заряде” до 10 километров. В остальном же такой транспорт внешне практически не выделялся из общей массы троллейбусов или автобусов. В салоне только было отдельное место, которое занимало не более нескольких пар сидений. За счет эффекта гироскопа начало движения и остановка транспортного средства были очень плавными, но при этом поворот давался ему очень трудно. В Бельгийском Конго использовались самые большие модели гиробусов — они были рассчитаны на 90 пассажиров, и при этом максимальная скорость достигала 90 км/ч.

Маховик находился в специальной камере, наполненной водородом в газообразном состоянии. Это позволяло максимально снизить сопротивление. Диаметр маховика был около 160 см, а вес достигал 1500 кг. Перед рабочей сменой для его раскрутки с нуля до полных оборотов требовалось 40 минут, а на зарядных остановках по маршруту достаточно было 2-5 минут для поддержания вращения. Обычно зарядные места для таких гиробусов были через каждые 1-2 километра вдоль маршрутов. Позже время зарядки на остановках было сокращено, и в некоторых случаях составляло всего 30 секунд.

Первые тестовые поездки с реальными пассажирами на маршрутах начались уже в 1950 году, а в октябре 1953 года началось полноценное использование в коммерческих целях.

Естественно, широкое распространение такой вид транспорта не получил, но все же гиробусы полноценно работали в Бельгии и Швейцарии, а в Бельгийском Конго — вплоть до 1960 года. В Конго основной причиной низкой успешности этого транспорта стали плохие дороги. Частые выбоины на дорогах и повышенные вибрации выводили из строя многие системы, а ремонт был достаточно дорогостоящим. При этом существовала определенная степень опасности эксплуатации гиробусов в изношенном состоянии. Учитывая, что общие экономические показатели были достаточно низкие, было принято решение о закрытии программы их развития.

До наших дней дожил только один гиробус, и находится он в музее электрического общественного транспорта в Бельгии, в городе Антверпен.

Стоит отметить, что несмотря на всю сложность устройства гиробусов, было предпринято еще несколько попыток построить подобный транспорт. В 1979 году компания General Electric занималась проектом стоимостью в 5 миллионов долларов, целью которого была постройка нового прототипа. В 1980 году инженеры компании Volvo исследовали гироскопический эффект для работы с рекуперацией энергии, но исследования не увенчались успехом. В 2005 году специалисты центра транспорта и окружающей среды в сотрудничестве с техасским университетом и центром электромеханики объявили поиски инвестора для создания нового прототипа гиробуса, но таковой не был найден, потому проект был также закрыт.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий