В 2017 году крупнейшая австралийская авиакомпания «Qantas» начала работу над проектом «Project Sunrise», в рамках которого будут осуществляться регулярные беспересадочные рейсы между Лондоном, Сиднеем и Нью-Йорком. 18 октября состоялся первый тестовый перелёт, который побил рекорд самого длинного рейса в мире, установленный авиакомпанией Singapore Airlines в 2018 году.
18 октября широкофюзеляжный самолёт Boeing 797-9 Dreamliner с пассажировместимостью более 300 человек вылетел из Нью-Йорка, чтобы прибыть в Сидней 20 октября утром по местному времени. В ходе данного рейса эксперты авиакомпании «Qantas» планируют тщательно изучить, как организм человека справится с 19-20-часовым перелётом. На борту летающей лаборатории присутствует команда из 40 «подопытных кроликов». В неё вошли пилоты, члены экипажа, учёные и медицинские эксперты. Кроме того, авиакомпания пригласила к участию в испытании шестерых постоянных клиентов.
Исследование влияния длительных перелётов на тело человека осуществляется при поддержке австралийского правительства. Эксперты из Университета Монаша, Медицинского научно-исследовательского института имени Чарльза Перкинса, а также Института по исследованию безопасности, бдительности и производительности работников планируют отслеживать любые изменения в организме «подопытных» при помощи специальных мониторов. Кроме того, они будут оценивать самочувствие пассажиров и членов экипажа, а также влияние на него различных факторов. В частности, важнейшими факторами в процессе исследования являются освещение, физическая нагрузка, питание, сон и варианты развлечений на борту. Помимо этого, каждый участник эксперимента должен вести ежедневник не только во время перелёта, но и до него, и на протяжении двух недель после рейса. Главной целью ведения дневника является обнаружение долгосрочных эффектов длительного пребывания в самолёте, а также изучение интенсивности нарушений естественного ритма и сна вследствие смены часовых поясов.
Для оценки потенциальной эффективности длительных беспересадочных рейсов необходимо понимать, как такая нагрузка влияет не только на пассажиров, но и на экипаж. Учёные Университета Монаша займутся отслеживанием уровня мелатонина в крови пилотов, бортпроводников и других членов экипажа перед полётом, в течении рейса и после него. Кроме того, специалисты будут контролировать мозговую деятельность пилотов при помощи энцефалографии.
В первую очередь данные, полученные в ходе испытательного перелёта, необходимы руководству авиалинии «Qantas» и Национальной комиссии по безопасности гражданской авиации для формирования чётких нормативных требований к организации подобных рейсов. Продолжительный перелёт провоцирует немало вполне здравых вопросов, касающихся комфорта и здоровья пассажиров и экипажа. Перелёт 18 октября, а также два последующих рейса станут источниками бесценной информации для ответа на эти вопросы. Руководство «Qantas» стремится создать максимально здоровую обстановку для клиентов. Необходимо оправдать надежды пассажиров, которые ожидают, что столь длительный перелёт обязан быть спокойным, тихим и комфортным. Кроме того, условия пребывания на борту должны способствовать минимизации эффекта джетлага. В отличие от пассажиров, членам экипажа необходима не расслабляющая атмосфера, а стимулирующая. Во время пробных рейсов учёные надеются выделить ряд эффективных методов для сохранения уровня бдительности, достаточного для качественного и ответственного выполнения должностных обязанностей. Кроме того, руководство авиалинии «Qantas» обязано предоставить пилотам и бортпроводникам максимально возможное время и комфортные условия для отдыха между рейсами.
Откровенно говоря, продолжительные беспересадочные перелёты – не самый экономически выгодный для авиалиний формат рейсов. Более того, далеко не все люди способны вынести настолько длительное пребывание на борту самолёта в тысячах метрах над землёй. Несмотря на это, Бьёрн Ферм, аналитик в сфере авиации и экономики, считает, что подобные рейсы могут заинтересовать немало пассажиров. Главным достоинством беспересадочного перелёта является отсутствие мороки со стыковочными рейсами, дополнительным прохождением таможенного и паспортного контроля, поиском жилья для ночёвки, трансфера и пр. Благодаря тщательной организации рейсов из отправного пункта можно будет вылететь поздно вечером, чтобы прибыть в пункт назначения ранним утром и не потерять ни одного рабочего дня. Такой перелёт однозначно придётся по вкусу людям, часто путешествующим по долгу службы. Вероятнее всего, стоимость прямых рейсов продолжительностью 19 и более часов будет несколько выше, чем у нескольких стыковочных или пересадочных. Однако всегда найдутся люди, готовые заплатить больше за собственный комфорт и экономию времени.
Следующий пробный беспересадочный рейс между Лондоном и Сиднеем назначен на ноябрь. Последний тестовый перелёт между Нью-Йорком и Лондоном должен состояться до конца года. К 2023 году руководство авиалинии «Qantas» рассчитывает установить регулярные беспересадочные рейсы между Лондоном, Нью-Йорком и тремя австралийским городами – Сиднеем, Мельбурном и Брисбеном. Для этого они планируют ввести во флот компании несколько новых самолётов. Вряд ли введение подобных рейсов окажет существенное влияние на деятельность мировой индустрии гражданской авиации, однако представителям «Qantas» важно предоставить своим клиентам право выбора между стандартными и беспересадочными рейсами дальнего следования.