Oldsmobile F-85 Jetfire — первый турбированный легковой автомобиль

Сегодня турбированный мотор – обычное дело, ведь это позволяет получить огромный прирост мощности при том же объеме камеры сгорания. Многие считают, что первыми серийно стали устанавливать турбину на автомобили Saab, но им это удалось сделать только в 1977 году. Oldsmobile F-85 Jetfire, где серийно устанавливался турбонаддув, появился на 15 лет раньше.

Начать стоит с того, что принудительное нагнетание воздуха в двигатель пробовали осуществить практически с самого его изобретения. Первые исследования в этой области проводили еще Рудольф Дизель и Готтлиб Даймлер в 1885-1896 годах. Уже в 1905 году инженер Альфред Бюхи смог добиться результата повышения мощности на колоссальных 120% за счет принудительного нагнетания. Это не получило популярности в те годы только из-за дополнительной сложности обслуживания и относительно низкой надежности. Тем не менее в военной промышленности уже в скором времени турбонаддув стал очень распространенным явлением. Поначалу турбинами оснащали только самые большие двигатели, в основном корабельные. Хотя, еще в Первую мировую подобными агрегатами оснащали авиационные двигатели Renault. Позже турбина получила повсеместное распространение, и наиболее выдающихся результатов удалось добиться американским авиаконструкторам.

P-38 Lightning. Нагнетатели отчетливо видно над задней частью двигателей

В 1938 году на заводе Swiss Machine Works Sauer впервые турбиной оснастили грузовой автомобиль, но до легковых авто эта технология добралась только в 1962 году с выпуском Oldsmobile F-85 Jetfire, о котором в этой статье и пойдет речь.Oldsmobile F-85 считался по тем временам компакт-классом, и выпускался изначально с атмосферными двигателями. В 1962 году появилась модель F-85 Jetfire, которая была оснащена турбонаддувом, что произвело огромный интерес среди автолюбителей. Внешне турбированную версию отличали шильдики Jetfire на крыльях и алюминиевый декор по бокам, что подчеркивало ее эксклюзивность.

Под капотом этого автомобиля трудился уже привычный на тот момент 3.5-литровый двигатель V8, но оснащенный турбиной Garrett AiResearch. Это позволило увеличить мощность с 185 до 215 л.с., что в целом незначительно. Но вот крутящий момент вырос с 311 до 406 Нм, а это уже ощутимо улучшило динамику разгона. И при этом масса дополнительного оборудования составила всего 16 кг. В итоге Oldsmobile F-85 Jetfire до 60 миль в час мог разогнаться за 8.5 секунд, а максимальная скорость составила 110 миль в час, что для 1962 года было отличным результатом, особенно для серийного автомобиля.Естественным будет вопрос, как обстоят дела с детонацией, ведь мотор был стандартный, а степень сжатия осталась неизменной, на уровне 10.25:1. Решение было достаточно оригинальным, в камеру сгорания вместе с горючим подавалась специальная жидкость, именуемая Turbo Rocket Fluid. Она состояла из достаточно простых компонентов: ингибитор коррозии, метанол и дистиллированная вода. В этом не было ничего нового, ведь подобный состав уже использовался в гоночных драгстерах.Когда жидкости оставалось мало, на приборной панели загоралась предупреждающая лампочка, а когда заканчивалась полностью, двигатель автоматически переходил на другой режим работы. В этом режиме прикрывалась дроссельная заслонка, что не позволяло ему работать на полную.

Турбина с сопутствующим оборудованием окрашена желтым

Четырехкамерный карбюратор Rochester требовал периодической регулировки, что сильно досаждало владельцам. Также двигатель имел недостаточно производительную систему охлаждения, а еще уплотнившаяся компоновка под капотом и прибавка мощности усугубила ситуацию.Увы, но автовладельцы не были готовы должным образом ухаживать за более-менее сложным автомобиль, и его записали в ранг проблемных. Несмотря на все его положительные качества, в первый год было продано всего 3765 экземпляров, что достаточно мало. В 1963 году ситуация не изменилась, и всего удалось реализовать 5842 автомобиля, в том числе и с небольшим рестайлингом. Увы, но автомобилисты еще не были готовы к подобным новшествам, и проект был признан нерентабельным, из-за чего пришлось остановить выпуск турбированных автомобилей на долгие годы.

Большинство проблем с автомобилем было по вине самих владельцев, и компании пришлось отозвать эти модели с предложением бесплатно переделать двигатель в атмосферный. И самое интересное – большинство клиентов воспользовались этой услугой. Это можно понять, ведь жидкость Turbo Rocket Fluid также убрали с продажи.

Roma-Urraco на drive2.ru

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий