Несмотря на результаты многочисленных исследований, раз за разом доказывающих, что голуби – весьма умные и способные к дрессировке птицы, учёным по-прежнему не удаётся побороть вездесущий стереотип об их непроходимой глупости. В очередной попытке разрушить этот миф исследователи сравнили голубей с моделью искусственного интеллекта и обнаружили неожиданно много схожих моментов в процессе их обучения.
По словам профессора психологии и ведущего автора исследования Брендона Тёрнера из Университета штата Огайо, его команда нашла весомые аргументы в пользу того, что голуби разделяют с ИИ чрезвычайно похожие механизмы и принципы обучения. Итоги их исследования показали, что на примере этих птиц эволюция нашла альтернативный способ создания чрезвычайно эффективного ученика, которому не доступны приёмы обобщения и экстраполяции, свойственные людям. Во всём мире насчитывается около 300 видов голубей и горлиц, которые относятся к семейству голубиных. Помимо привычных нам городских сизых голубей, существует множество совершенно удивительных с виду птиц, включая гривистых (никобарских) голубей (Caloenas nicobarica), которые являются ближайшими генетическими родственниками знаменитых птиц додо, живущими по сей день.
В рамках своего эксперимента Тёрнер и его коллега – Эдвард Вассерман из Университета штата Айовы – работали с 24 птицами самого распространённого вида голубей, представителей которого можно увидеть «в дикой среде», если принять за «дикую среду» оживлённую городскую площадь или парковку под супермаркетом. Возможно, именно пристрастие к местам, где птицы могут встретиться с недоброжелательно настроенными людьми и машинами, остаётся одним из ведущих аргументов в пользу «недалёкости» голубей. В ходе исследования испытуемым показывали различные «стимулы»: геометрические фигуры, кольца и пр. Задача птиц заключалась в том, чтобы клюнуть кнопку, соответствующую категории, к которой можно было бы отнести каждый «стимул». За правильные ответы голуби получали приз в виде гранул корма.
Всего птицы выполнили 4 типа заданий разной степени сложности. Методом проб и ошибок они научились запоминать неправильные ответы и формировать чёткие ассоциации между стимулами и категориями, к которым их следовало отнести. В простейших экспериментах процесс обучения позволил голубям увеличить количество правильных ответов с 55% до 95%. В случае самых сложных задач они обучались заметно медленнее, но всё же сумели улучшить результат с 55% до 68%. Учёные отметили, что в данном исследовании их интересовал не факт обучаемости птиц, но сам процесс обучения. Проанализировав их поведение, исследователи пришли к выводу, что голуби полагаются на ассоциативное обучение, формируя простейшие связи между объектами.
Ассоциативные методики считают слишком примитивными, чтобы ими можно было объяснить способность голубей к сложной визуальной категоризации стимулов. Однако, по словам Тёрнера, голуби, очевидно, не согласны с такими выводами, и грубый метод проб и ошибок порой позволяет им справляться с некоторыми типами задач даже лучше людей. По мнению исследователей, причина тому максимально проста: птицы не пытаются усложнить свою жизнь и процесс обучения дополнительными правилами. Именно таким является механизм обучения многих современных ИИ-моделей: они раз за разом обрабатывают данные, формируют ассоциативные связи, распознают и устраняют ошибки, пока их процент не станет минимальным. Для более исчерпывающего анализа голубиного мышления и обучаемости учёные планируют совместить свои усилия с коллегами, которые специализируются на изучении нейробиологии голубиных.