Работы Петера Войчиковски в жанре микрокристаллической фотографии отчасти напоминают карточки для теста Роршаха. Зачастую наблюдатели видят в них формы и цвета из мира природы – заросли в пальмовых джунглях, яркие перья птицы и т. п. Однако сам художник утверждает, что его произведения являются обращением к человеческому подсознанию, стимулом включить воображение и увидеть в буйстве красок абстрактные миры.
В 1980-х годах Петер Войчиковски увидел в научном журнале образец фотомикрографии и решил купить собственный микроскоп, чтобы сделать мир кристаллической фотографии доступным широкой публике. Ему показалось удивительным, что абсолютно привычные вещи, с которыми мы взаимодействуем в повседневной жизни, могут выглядеть совершенно иначе под линзой микроскопа. В основе искусства кристаллической фотографии лежат различные вещества, которые распределяют на стеклянной подложке, нагревают, охлаждают, смешивают с водой, спиртом и т. д. Как следствие, на подложке вырастают микроскопические кристаллы: под поляризованным светом они играют небывалыми цветами и формами.
Например, используемые в широком спектре косметических уходовых средств салициловая и молочная кислоты после обработки застывают в виде густых зарослей пальмовых вееров, переливаясь золотом и индиго. Расплавленная, а затем охлаждённая сера создаёт радужные каньоны микрокристаллов, а аскорбиновая кислота ложится нежными невесомыми пёрышками или переливающимися «металлическими» дисками. В палитре Войчиковски представлены самые разнообразные химические соединения, которые встречаются в пищевых продуктах, лекарственных средствах и т. п., например, экстракт ванили, ацетаминофен (парацетамол), мочевина, фталевая кислота и пр. На конечный результат влияет температура и скорость кристаллизации, источник поляризованного света, фильтры и многое другое.
По словам Петера, процесс создания кристаллических микрофотографий чрезвычайно тонкий и деликатный. Испортить исход работы может любое нежелательное воздействие: малейшая вибрация, дыхание, свет. По этой причине художник, как правило, работает поздней ночью, когда мир вокруг затихает, и ни громкие соседи, ни поток автомобилей под окнами его студии не мешают спокойному и размеренному занятию. Более того, для фотографирования микрокристаллов Войчиковски прибегает к использованию удалённого спуска затвора камеры, предварительно подсоединив камеру к окуляру микроскопа, чтобы оказывать минимальное воздействие на процесс. Каждая фотография – это самостоятельный эксперимент, поскольку даже при повторении ключевых обстоятельств формирования микрокристаллов результат никогда не повторяется.