Археологи изучили две амфоры, обнаруженные на месте 3300-летнего кораблекрушения на дне Средиземного моря. Самый древний затонувший корабль проливает новый свет на историю морского судоходства в регионе.
Более трёх тысячелетий назад тонущий торговый корабль нашёл своё последнее пристанище на глубине около 1800 метров. Его груз в виде сотен ханаанских амфор усыпал собой дно Средиземного моря. Недавно археологам удалось достать две амфоры и изучить их. Сосуды датировали 1400 – 1300 гг. до нашей эры, что позволяет отнести их к позднему бронзовому веку. По итогам исследования Управление древностей Израиля (IAA) объявило это торговое судно древнейшим кораблём, затонувшим в глубоководной зоне Средиземного моря – на глубине свыше 200 метров, куда достигает менее 1% солнечного света.
По словам директора отдела морской археологии в IAA Джейкоба Шарфита, обнаружение этого судна в корне меняет наше понимание пределов возможностей древних мореплавателей. Это первый корабль, найденный на довольно значимом удалении от берега: при взгляде на море с предполагаемого места кораблекрушения суша скрывается за горизонтом. Останки торгового судна лежат в почти 90 километрах от побережья Израиля. Шарфит пояснил, что для столь значимого удаления от суши без астролябии или компаса древние моряки должны были обладать обширнейшими познаниями в сфере навигации по звёздам.
Подобные находки очень редки. До сих пор в Средиземном море было обнаружено всего два затонувших торговых / грузовых судна бронзового века. Впрочем, оба корабля потерпели крушение в непосредственной близости от побережья современной Турции на несколько столетий позже, чем корабль, найденный у берегов Израиля. К слову, его удалось обнаружить специалистам лондонской энергетической компании Energean, которые производили осмотр морского дна при помощи необитаемого подводного аппарата, управляемого джойстиками с исследовательского судна. Поскольку израильское законодательство требует, чтобы компании сообщали о подобных находках, представители Energean отправили IAA серию снимков места кораблекрушения. Шарвиту хватило одного взгляда на амфоры, чтобы понять, что они имеют дело с судном бронзового века.
На пути к изучению древнего корабля перед IAA встала одна существенная проблема – отсутствие специализированной техники. Однако здесь на помощь вновь пришла компания Energean. Спустя месяцы планирования миссии её специалисты вновь осуществили погружение телеуправляемого аппарата, вооружённого камерами и механизмами для сбора образцов. Увы, изучение кадров места кораблекрушения не дало учёным достаточно информации, чтобы понять, что именно привело к гибели древнего торгового корабля. Благодаря относительному спокойствию Средиземного моря на глубине 1800 метров судно сохранилось гораздо лучше, чем останки других кораблей, затонувших в более мелких прибрежных водах. Впрочем, из-за давности этого события останки самого судна практически затерялись среди донных осадочных пород.
По оценкам исследователей, его длина составляла от 11,8 до 14 метров, однако тип судна в таких условиях установить фактически невозможно. Из-за сложности глубоководных археологических миссий Шарвит и его коллеги не планируют возвращаться к месту древнейшего кораблекрушения, известного науке. Однако их всё же не покидает мысль о том, что под слоем ханаанских амфор могут скрываться деревянные балки, которые могли бы многое поведать об истории и судьбе этого корабля.
Источник фото: Emil Aladjem / Israel Antiquities Authority