Пожары, вызванные литий-ионными батареями, случаются не так уж часто, однако они всё же представляют опасность для владельцев смартфонов и электромобилей, а также для окружающих их людей. Стэнфордские учёные разработали электролит, который может значительно понизить опасность литий-ионных аккумуляторов, поскольку он не загорается даже при температуре 60 °C и более.
Исследователи из Стэнфордского университета получили негорючий электролит за счёт повышения содержания литиевых солей. В частности, учёные добавили в полимерный электролит максимальное количество литий-бис-(флорсульфонил)имида (LiFSI), увеличив его содержание с менее чем 50% до 63%. Данное вещество послужило своеобразным якорем для горючих молекул, тем самым предупредив их окисление и возгорание электролита в целом. С модифицированной смесью литий-ионный аккумулятор продолжил работать даже при температурах до 100 °C.
В отличие от результатов предыдущих попыток учёных создать негорючий полимер, «пересоленная» полимерная смесь, созданная специалистами из Стэнфорда, имеет плотную, тягучую консистенцию, подходящую для использования в стандартных литий-ионных батареях. Таким образом, производители могут применять уже существующие компоненты и технологии для создания аккумуляторов, способных работать без возгорания при достаточно высоких температурах. Тем временем для использования большинства альтернативных негорючих электролитов компаниям придётся разрабатывать новые производственные методики и вкладывать дополнительные ресурсы, тем самым оттягивая сроки выхода безопасных батарей на рынок.
Пока что стэнфордские учёные не озвучивали планов по коммерциализации своего изобретения в ближайшее время, однако они уверены, что их негорючий электролит станет чрезвычайно ценным нововведением для электромобилей. Обновлённый рецепт электролита позволит не только понизить вероятность возгорания автомобилей с электрическими силовыми установками, но также повысить запас их хода. Дело в том, что производители зачастую вынуждены размещать блоки батарей на некотором расстоянии друг от друга, чтобы предупредить их взаимное нагревание. С негорючим электролитом, стойким к работе при повышенных температурах, они смогут разместить больше аккумуляторов в предусмотренном для этого отсеке. Это поможет повысить общую ёмкость батареи или увеличить объём полезного пространства в салоне автомобиля. Электролит с более высоким содержанием литиевых солей также будет полезным для смартфонов и других мобильных устройств: с ним их аккумуляторы станут более ёмкими и безопасными в повседневной эксплуатации.