FUNAI – Национальный фонд индейцев Бразилии – сообщил, что на земле коренных народов Танару в штате Рондония скончался последний представитель неконтактного племени. Последние 26 лет он провёл в абсолютном одиночестве и стал известен как самый одинокий человек в мире и «Человек из норы» из-за многочисленных глубоких ям, которые он выкапывал в качестве укрытий и ловушек для охоты.
По данным FUNAI, племя «Человека из норы» было практически полностью истреблено в 1970-х годах, когда местные фермеры решили расширить свои землевладения. В 1995 году 6 из 7 оставшихся индейцев стали жертвами нелегальных шахтёров. Последний представитель этого племени ещё год скрывался от нежеланных гостей. Потому лишь в 1996 году сотрудники Национального фонда индейцев Бразилии узнали, что ему удалось выжить, и взяли территорию его племени под защиту. В 1998 году в бразильскую конституцию были внесены поправки, которые защитили право индейцев, в том числе и неконтактных племён, на их земли. Именно тогда были утверждены границы земли коренных народов Танару площадью 8070 гектаров. Кроме того, с тех пор посторонним запретили не просто использовать, но даже находиться на принадлежащих индейцам территориях. Данный запрет не раз становился причиной недовольства владельцев фермерских угодий, окружающих Танару. Более того, сотрудникам FUNAI на охранных постах многократно угрожали.
Впрочем, по словам представителей Фонда, последний представитель неконтактного племени, не имевшего даже собственного названия, умер собственной смертью в возрасте примерно 60 лет. В рамках рутинного обхода территорий сотрудники FUNAI обнаружили тело мужчины. По оценкам экспертов, он скончался примерно за 40-50 дней до обхода. «Человек из норы» был найден в гамаке возле одной из своих соломенных хижин, укрытый перьями попугаев ара. Специалисты планируют произвести вскрытие умершего, чтобы узнать, что стало причиной его кончины. Предположительно, мужчина понимал, что умирает, а гамак и перья были частью его собственного погребального ритуала. Ни в хижинах, ни на территории его племени не было обнаружено следов присутствия посторонних людей или диких животных, потому, вероятнее всего, его смерть не была насильственной.
Сотрудники FUNAI периодически исследователи территории Танару и натыкались на многочисленные хижины и норы. На дне некоторых ям они находили острые деревянные пики: судя по размеру углублений, они были предназначены для ловли достаточно крупных животных вроде диких кабанов. Специалисты Фонда утверждают, что во всех хижинах за последние десятилетия они находили трёхметровые норы. Вероятно, последний представитель безымянного индейского племени использовал их в качестве укрытия. Впрочем, некоторые эксперты считают, что подобные углубления в домах индейца могли быть частью племенных ритуалов.
В последний раз «Человека из норы» видели в 2018 году. Более того, тогда FUNAI удалось снять на видео, как он срубает дерево инструментом, напоминающим топор. С тех пор мужчину больше не видели, однако по косвенным «уликам» сотрудники Фонда видели, что он выращивал кукурузу и маниок (клубнеплодное растение), собирал фрукты и мёд. Поскольку последний представитель неконтактного племени тщательно избегал встреч с чужаками, никто не знал, на каком языке он говорит и к какой этнической группе относится.
До сих пор ордер для запрета использования земель коренных народов для фермерства или добычи полезных ископаемых было необходимо обновлять ежегодно при условии задокументированного присутствия представителей племён на защищаемых территориях. «Человек из норы» был последним представителем своего племени, однако на территории Бразилии зарегистрировано ещё примерно 240 племён, в том числе и неконтактных. Их существование находится под угрозой со стороны агрессивно настроенных нелегальных шахтёров, лесорубов и фермеров, которые желают извлечь выгоду из защищённых земель. Потому представители организаций, которые борются за права коренных народов, например, Survival International, выступают за то, чтобы дать землям вроде Танару постоянный статус заповедника. Кроме того, активисты призвали признать Танару мемориалом геноцида коренных народов.