Учёные идентифицировали часть мозга, которая отличает реальные слова от бессмысленных наборов букв

Человеческий мозг – невероятная машина, движимая биологическими импульсами и потребностями. Исследователи уже много лет пытаются разгадать механизмы выполнения множества задач, с которыми справляется наш мозг. Группа учёных наконец идентифицировала, что за возможность отличать реальные слова от бессмысленных наборов букв отвечает левая вентральная затылочно-височная кора (ВЗВК).

Учёные идентифицировали часть мозга, которая отличает реальные слова от бессмысленных наборов букв
Isabel Pavia/Moment/Getty Images

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour, указывает на левую вентральную затылочно-височную кору, как на хранилище так называемого «визуального словаря», который позволяет с лёту определять, имеет ли смысл читаемый набор букв. По мнению учёных, данное открытие может помочь в изучении различных нейробиологических феноменов вроде синестезии, дислексии или прозопагнозии, а также в понимании того, чем обусловлены разные уровни навыка чтения.

Steve Buissinne/ Pixabay

Левая вентральная затылочно-височная кора является частью височной и затылочной долей мозга. Функционал этого сегмента мозга ещё не изучен в полной мере, однако, предположительно, он связан с задачами зрительного распознавания окружения путём трансформации визуальных стимулов из зрительной системы. По словам главного научного сотрудника проекта нейрохирурга Нитина Тандона, в основу исследования легла гипотеза о том, что эффективность левой вентральной затылочно-височной коры в отношении различных слов зависит от того, насколько часто эти слова встречаются в повседневной речи. Таким образом, короткие и популярные слова гораздо быстрее обрабатываются мозгом, чем длинные и менее употребляемые. К примеру, ВЗВК мгновенно узнает слово «say» и отличит его от случайного набора букв быстрее, чем слово «murmurings».

Доктор Нитин Тандон / James LaCombe

Чтобы доказать свою гипотезу, исследователи изучили снимки и отслеживали активность мозга 35 волонтёров. К слову, все участники уже имели имплантированные электроды, поскольку они проходили лечение от эпилепсии. Сперва, чтобы доказать, что восприятие слов действительно происходит в левой вентральной затылочно-височной коре, учёные произвели краткосрочную электростимуляцию ВЗВК. Как они и ожидали, после стимуляции волонтёры на время теряли возможность осмысленного чтения, обретая временную дислексию. В то же время они полностью сохраняли остальные языковые функции: без каких-либо сложностей разговаривали, воспринимали речь на слух и называли показанные предметы.

Учёные идентифицировали часть мозга, которая отличает реальные слова от бессмысленных наборов букв
Пространственная визуализация реакция ВЗВК на стимулы / Woolnough, O., Donos, C., Rollo, P.S. et al.

Затем испытуемым предложили рассматривать листы бумаги с реальными словами, случайными наборами букв и словами, составленными из выдуманных алфавитов. Исходя из анализа мозговой активности волонтёров, левая вентральная затылочно-височная кора реагировала на текст, будто сравнивая его содержание со своим встроенным словарём. Как только слово было идентифицировано, информация переходила в другие отделы мозга для дальнейшей обработки: построения структуры предложения и восприятия его смысла. Редкие или незнакомые слова, а также анаграммы и выдуманные слова заметно замедляли процесс восприятия информации и передачи соответствующего сигнала из ВЗВК далее по нейронным путям.

Учёные идентифицировали часть мозга, которая отличает реальные слова от бессмысленных наборов букв
Образец заданий, полученных волонтёрами / Woolnough, O., Donos, C., Rollo, P.S. et al.

 

Время обработки ВКВЗ a) слов / наборов букв, b) псевдослов / слов, c) слов, в зависимости от частоты использования в речи / Woolnough, O., Donos, C., Rollo, P.S. et al.

Профессор Тандон считает, что учёным следует обратить больше внимания на возможности левой вентральной затылочно-височной коры. Он уверен, что более исчерпывающие познания об этом сегменте мозга приблизят людей к пониманию и устранению проявлений дислексии и аналогичных ей нейробиологических нарушений.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь