Кадиллак Элвиса Пресли в 1955, Мерлин Монро в облегающем платье в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» и шапки с кошачьими ушами дизайнера Кристы Су, ставшие символом Женского Марша в Вашингтоне в начале 2018 года: все эти образы объединяет одна общая черта – розовый цвет. Значение розового цвета меняется, люди окружают его новыми стереотипами и предрассудками, по мере того, как он примеряет всё новые обличия: от знакового цвета платья Barbie до цвета сари-униформы индийского объединения Gulabi Gang. В нашей статье мы расскажем Вам об истории розового цвета и о том, как за сотни лет изменилось его восприятие в обществе.
На Западе розовый цвет впервые вошёл в моду в середине 1700-х годов, тогда европейские аристократы – как женщины, так и мужчины – стали носить одежду бледных, пудровых оттенков розового как символ роскоши и богатства. Мадам де Помпадур (официальная фаворитка французского короля Людовика XV) настолько полюбила этот цвет, что в 1757 французская мануфактура по производству фриттового фарфора Севр назвала в её честь новый оттенок Rose Pompadour. Розовый не считался девчачьим – детей обоих полов было принято одевать в белый. На самом деле этот цвет считался более уместным для мальчиков как более бледный оттенок красного, который символизировал мужественность и силу.
Ассоциация с женственностью возникла в середине XIX века, когда мужчины стали всё чаще отдавать предпочтение тёмным и сдержанным цветам в одежде, тогда как женщины выбирали для платьев яркие и пастельные цвета. С тех пор началась феминизация розового, постепенно его начали толковать не только в контексте образа женщины, но и её тела. Так к началу XX века символ утончённости и милой невинности приобрёл оттенки эротики: розовый цвет стали воспринимать как намёк на наготу.
Индустриализация способствовала массовому использованию розового цвета в серийном текстильном производстве, с изобретением дешёвых аналогов красителей вроде мадженты одежду самых разнообразных оттенков розового могли позволить себе и богачи, и представители рабочего класса. Из-за того, что цвет приобрёл большую популярность среди “ночных бабочек”, лёгкий оттенок эротики превратился в стойкую ассоциацию с пошлостью и вульгарностью.
В 1910-х годах французский модельер Поль Пуаре предпринял неудачную попытку возродить розовый для мира высокой моды, создавая роскошные платья во всех его оттенках: от нежного пастельного до смелого вишнёвого, кораллового и фуксии. К 1950-м годам в послевоенной Америке брендинг и маркетинг прочно закрепили стереотип о принадлежности розового исключительно женскому полу, официальная мода пропагандировала возврат к консервативным ценностям, когда роль женщины заключалась в сохранении домашнего очага и демонстрации благосостояния своего супруга. В таких условиях розовый цвет стал символом легкомысленной и беззаботной жизни человека, снявшего с себя груз ответственности и оберегаемого от всевозможных забот.
В 1960-х годах розовый цвет вновь обрёл некий шарм и привлекательность, когда публичные личности вроде Жаклин Кеннеди и Мерлин Монро взяли его на вооружение как символ своего достатка. В 80-х панк группы The Ramones и The Clash добавили перчинку в восприятие цвета, а в последующих десятилетиях поп-культура всячески содействовала реабилитации розового и пропагандировала его применение в одежде как женщин, так и мужчин: начиная Мадонной, которая выбрала золотисто-розовое бюстье конической формы для своего выступления в 1990-м году и заканчивая рэпером Кэмроном, появившимся на Неделе Моды 2002 года в Нью-Йорке в нежно-розовой норковой шубе.
В наши дни каждый цвет можно трактовать по-разному, но многие считают розовый одним из самых неоднозначных. В западной культуре он часто вызывает достаточно противоречивые ассоциации, согласно опросам жителей Европы и Америки, розовый является наименее любимым цветом большинства людей, тогда как на Востоке ситуация совершенно противоположная. В Японии молодёжь активно использует оттенки розового как символ юности и привлекательности, а в Индии одежда ярких цветов одинаково популярна как среди женщин, так и среди мужчин, особенно в северных штатах.
Помимо отображения настроений общественности, розовый также часто используют для обозначения определённых социальных групп, выражения протеста и как инструмент распространения осведомлённости о различных заболеваниях. В конце 30-х годов XX века нацисты использовали нашивки в виде розовых треугольников для идентификации мужчин гомосексуальной ориентации в концлагерях. В 1970-х этот же треугольник стал символом активистов ЛГБТ-сообщества. Во Франции СПИД – чуму XX века – иногда называли розовой чумой.
Розовая лента считается международным синонимом борьбы с раком молочной железы. Феминистки используют розовый в одежде как символ власти над собственным телом и борьбы за равноправие полов. Смена поколений меняет восприятие многих вещей, а история розового цвета – прекрасная наглядная демонстрация того, насколько разным может быть отношение людей к одним и тем же понятиям в зависимости от культурных и исторических особенностей эпохи.
Источник: edition.cnn.com