Учёные зафиксировали самый мощный гигансткий джет

Хотя во время грозы впечатляющие световые шоу далеко не редкость, самые зрелищные явления происходят вдали от наших глаз над грозовыми облаками. В частности, недавно учёные описали одно из таких явлений – самую мощную молнию типа «гигантский джет» в истории.

Учёные зафиксировали самый мощный гигансткий джет
Chris Holmes

Гигантский джет – это мощный электрический разряд конусообразной формы, генерируемый грозовыми облаками. Его отличие от привычной нам молнии заключается в направлении распространения: заряд устремляется не в землю, но в ионосферу. Джеты входят в растущую группу вспышек, которые формируются в верхних слоях атмосферы. Из-за высоты распространения и скоротечности подобные явления очень сложно наблюдать и изучать, потому механизм их возникновения достоверно неизвестен. Недавно учёным удалось исследовать самый масштабный джет в истории метеорологических наблюдений.

 
Рекордный гигантский джет возник во время мощного шторма над Оклахомой в мае 2018 года. По удивительному стечению обстоятельств его удалось запечатлеть при помощи сразу нескольких инструментов, включая наземный комплекс грозоотметчиков и бортовые приборы геостационарного эксплуатационного спутника наблюдения за окружающей средой GOES. Кроме того, феномен при помощи высокочувствительной камеры сняли на видео с борта самолёта, чудом оказавшегося над грозой в нужное время. С таким обилием данных исследователям впервые удалось в деталях изучить гигантский синий конус. По итогам анализа этот джет оказался самым мощным в истории наблюдений. Огромный поток плазмы устремил в ионосферу 300 Кл электричества, что соответствует количеству электрического заряда, который содержится в 60 обычных молниях.

Franklin Lucena

Разные структуры джета произвели несколько типов электромагнитного излучения. В частности, метровые радиоволны (очень высокие частоты / ОВЧ) были зафиксированы на высоте от 22 до 45 км, в то время как излучение в видимом спектре сформировалось ближе к вершине грозового облака в точке выхода молнии на высоте от 15 до 20 км. По словам физика Стива Каммера, эти наблюдения позволили прояснить некоторые детали не только о джетах, но также об обычных молниях. К примеру, исследование электромагнитной структуры показало, что ОВЧ излучается не лидером молнии – основным каналом ионизированной материи, но стримерами – нитями электрических разрядов на краю разряда. На примере джета учёные также измерили, что стримеры имеют относительно невысокую температуру – около 204 °C, а вот лидер разогревается до 4425 °C.

Учёные зафиксировали самый мощный гигансткий джет
Расположение джета по данным радаров и спутников / Upward propagation of gigantic jets revealed by 3D radio and optical mapping / Levi D. Boggs, Doug Mach, Eric Bruning, Ningyu Liu, Oscar A. Van Der Velde, Joan Montanyá, Steve Cummer, Kevin Palivec, Vanna Chmielewski, Don Macgorman, Michael Peterson
Развитие конвективной области, которая произвела гигантский джет / Upward propagation of gigantic jets revealed by 3D radio and optical mapping / Levi D. Boggs, Doug Mach, Eric Bruning, Ningyu Liu, Oscar A. Van Der Velde, Joan Montanyá, Steve Cummer, Kevin Palivec, Vanna Chmielewski, Don Macgorman, Michael Peterson

Хотя исследователи раскрыли некоторые обстоятельства возникновения восходящих потоков плазмы, ещё очень многое остаётся для них тайной. В частности, пока им не удалось найти ответ на вопрос, почему джет устремляет свой поток энергии в ионосферу. К счастью, обилие данных позволило учёным выдвинуть ряд теорий. По словам соавтора исследования гигантского джета Леви Боггса, по какой-то причине в грозовых облаках наблюдается подавление разрядов «облако-земля». В отсутствии подобных разрядов в облаке образуется избыток отрицательного заряда. Возможно, джет представляет собой электрический аналог предохранительного клапана. Учёные надеются подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, продолжив наблюдение за неуловимыми джетами.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь