В наше время не так уж много вещей могут удивить современного человека. Среди них – самый странный исследовательский корабль в ВМС США FLoating Instrument Platform (FLIP), плавучая баржа, которая регулярно «тонула» во имя науки.
Начиная с 1960-х годов время от времени у Западного побережья США можно было наблюдать весьма пугающее зрелище – судно, которое «косплеило» Титаник и выглядело так, будто вот-вот уйдёт под воду с концами. Все, кто спешил на помощь утопающему, ожидая встретить флотилию спасательных шлюпок и людей, которые отчаянно цеплялись за жизнь, взамен видели мужчину, смущённо опирающегося на странный поручень. Оказывается, никто не нуждается в вашей помощи, ведь всё идёт по плану. Подобный сценарий раз за разом повторялся за 60-летнюю карьеру судна с говорящим прозвищем FLIP, которое расшифровывается как FLoating Instrument Platform. Это единственная в своём роде научно-исследовательская баржа, отличительной особенностью которой является чрезвычайно специфический способ эксплуатации в зоне проведения исследований.
FLIP представляет собой судно длиной 108 метров. Даже в горизонтальном положении его корпус выглядит достаточно необычно, поскольку все палубы и надстройки с лежащими горизонтально лестницами сконцентрированы в 17-метровой носовой оконечности, а оставшийся «хвост» имеет вид сужающейся к концу трубы. Баржу не оборудовали собственными силовыми установками, потому её транспортировку в зону исследований производили буксиры. По прибытии на место начиналось действо: с громким свистом изнутри стального корпуса вырывался воздух, который тут же под чутким контролем экспертов заменяла вода. За считанные минуты длинный корпус судна скрывался под водой, а его носовая часто поворачивалась на 90°, 4 палубы превращались в переборки, а горизонтальные лестницы становились вертикальными.
Изначально информация о задачах FLIP не была озвучена для широкой публики. Это удивительное судно должно было стать важным инструментом для разработки нового противолодочного оружия ВМС США UUM-44 SUBROC. Под этим обозначением скрывалась ракета для уничтожения вражеских подводных лодок, которую можно было бы выпустить из торпедного аппарата подводной лодки с дальней дистанции. После пуска твёрдотопливный ракетный двигатель выводил ракету из воды, направляя её по баллистической траектории до заданной точки, где боевая часть в виде 5-кт или 25-кт ядерной глубинной бомбы W55 отделялась от спускаемого аппарата и погружалась под воду. Дальность действия такой ракеты составляла до 55 км, причём она не требовала прямого попадания: для уничтожения цели достаточно было взрыва неподалёку от неё. На этапе разработки оружия ВМС США не имели инструментов, которые могли бы помочь оценить эффективность SUBROC во время тестов под водой.
Открытое море – сложная среда для анализа акустики, но именно звуки, производимые ракетой при запуске и при входе боеголовки в воду, могли послужить ценнейшим источником информации для корректировки работы SUBROC. Учёные пытались использовать для анализа звуков надводные и подводные суда, однако из-за невозможности сопоставить оптические, электромагнитные и акустические данные картина была неполной. К тому же оценку показателей затрудняли посторонние шумы и помехи, генерируемые бортовым оборудованием и силовыми установками судов. В какой-то момент исследователи думали поставить подводную лодку вертикально, однако такая идея не была жизнеспособной из-за существенной разницы в давлении между носом и кормой. Так родилась задумка создания специализированной платформы, которая могла бы вести сбор данных одновременно над и под водой, но оставалась бы устойчивой во время шторма и была бы абсолютно бесшумной.
В 1960 году физик Эллин Вайн из Вудсхоулского океанографического института обратил внимание на то, насколько стабильно ведёт себя длинная ручка швабры, оказавшейся в воде. Спустя два года работы над дизайном судна, многочисленных тестов и $600 000 на свет явился FLIP, который сошёл на воду 22 июня 1962 года. Из-за особенности конструкции баржи на всей длине корпуса можно было разместить целый комплекс сенсоров, которые могли игнорировать привычную панораму моря, концентрируя своё внимание на нужных для исследования звуках. Уникальное судно могло вести сбор данных о высоте волн, акустических сигналах и сейсмических волнах в океане, температуре и плотности воды и т. п., которые впоследствии использовались не только для тестов инновационного вооружения ВМС США, но также в научных целях в области геофизики, метеорологии, океанографии и пр.
Тем временем носовая часть судна была оборудована таким образом, чтобы экипаж мог находиться на борту, пользоваться удобствами и выполнять свою работу как в привычном горизонтальном положении, так и в вертикальном. Во время буксирования экипаж FLIP окружали совершенно неожиданные атрибуты вроде дверей и переборок в непредсказуемых местах, умывальников и унитазов, установленных вертикально посреди стены и пр. Во время исследовательских миссий, как правило, на борту находились 5 членов экипажа и до 11 учёных. Самая необычная баржа в мире вышла на свой последний маршрут в 2017 году. По его окончании планировалось произвести очередное обновление бортового оборудования на общую сумму $8 млн, однако кто-то посчитал такие затраты слишком высокими. Увы, как следствие, в августе 2023 года FLIP вывели из состава флота и отправили на утилизацию – печальный конец для такого невероятного судна.
Источник фото: Scripps Oceanographic