В Южной Корее робот-гуманоид под названием EveR 6 впервые примерил на себя роль дирижёра, управляя выступлением национального оркестра страны.
EveR 6 – это новый робот-женщина, разработанный инженерами Корейского института промышленных технологий. Название этой серии андроидов происходит от сочетания имени первой библейской женщины Eve и буквы R (robot). Шестая итерация роботизированной Евы представляет собой зафиксированную на подиуме верхнюю половину тела с черновой версией лица и двумя подвижными руками. Своё выступление необычный робот-дирижёр начал с поклона зрителям. Затем он развернулся лицом к оркестру и принялся управлять выступлением. Движения дирижёра – это не произвольные взмахи руками, но отточенные жесты, которые должны указывать музыкантам или исполнителям контуры мелодии, её темп, метр и ритм. По словам Чхве Су-ёля, который вёл концерт вместе с роботом, EveR 6 сумел воспроизвести все необходимые движения с гораздо лучшей детализацией, чем ожидали его создатели или члены оркестра.
Впрочем, EveR 6 имеет критическое слабое место: робот-дирижёр не умеет слушать и слышать. По мнению Ли Ёнджу – одного из слушателей концерта, который изучает традиционную корейскую музыку, андроид был безупречен в поддержании структуры мелодии. Однако ему остро не хватает «жизни», что абсолютно ожидаемо в случае безжизненной машины, запрограммированной на выполнение определённых действий. По крайней мере, на текущем этапе развития роботизированный дирижёр – это лишь механизм, которому недоступна способность передавать оркестру настроение для творческой трактовки произведения, вести музыкантов и заставлять их чувствовать себя частью одного живого организма.
Робот EveR 6 дирижировал для трёх из пяти произведений, исполненных национальным оркестром, включая одну совместную композицию с Чхве Су-ёлем. По словам многих зрителей, андроид справился со своей работой на самом базовом уровне. Возможно, в будущем внедрение ИИ-инструментов в программное обеспечение андроида позволит ему в режиме реального времени слушать музыку и анализировать услышанное, чтобы его действительно можно было назвать дирижёром. Тем временем сам Чхве считает, что подобные роботы уже могут сосуществовать с человеком на сцене. Совместная репетиция и исполнение одной из композиций показало ему, что андроиды и люди должны не заменять, но дополнять друг друга для наиболее эффектного результата.