Землетрясение «освободило» голову Змея в Теночтитлане

Год назад мощное землетрясение преподнесло археологам огромный сюрприз, «освободив» древнюю скульптуру – цветную голову Змея времён Ацтекской империи из-под здания Юридического факультета на территории Национального автономного университета Мексики.

Гигантскую змеиную голову датировали XVI веком: в те времена ацтеки контролировали земли современного города Мехико, где ранее располагался ацтекский город-государство Теночтитлан. Скульптуру обнаружили после мощного землетрясения магнитудой 7,6, которое всколыхнуло Мехико 19 сентября 2022 года. Сейсмическая активность нанесла городу существенный ущерб, вызвав разрушения и изменения топографии. Вместе с тем землетрясение подняло из-под земли и древний ацтекский артефакт, который, как оказалось, скрывался в основании одного из зданий в кампусе местного университета.

Кетцалькоатль / PeterHermesFurian/Getty Images

Ацтеки строили храмы и пирамиды для поклонения широкому спектру божеств, включая Кетцалькоатля – одного из главных богов ацтекского пантеона, которого зачастую изображали в форме гигантской птицы с головой Змея. Археологи предполагают, что обнаруженная вследствие землетрясения скульптура могла изображать именно этого бога. Учёные отмечают, что это далеко не первая скульптура головы Змея, найденная в пределах древнего города, однако она определённо особенная. Прежде всего статуи таких размеров и детализации встречаются крайне редко: это гигантская каменная глыба 1,8 x 0,85 x 1 метра весом 1,2 тонны с вырезанными глазами, хищным клыкастым оскалом, ноздрями и мириадами чешуек. Однако поистине уникальной эту скульптуру делает степень сохранности цвета.

По словам главы команды реставраторов Марии Барахас Рохо, благодаря удивительному стечению обстоятельств спустя столетия сохранилось до 80% красочного покрытия скульптуры. В частности, по сей день на ней можно чётко рассмотреть красный, чёрный, синий, белый и жёлтый цвета. Мария подчеркнула, что сохранность краски на поверхности статуи позволяет сформировать дополнительную грань контекста для более всеобъемлющего восприятия доиспанского искусства. К слову, её команде удалось создать оптимальные условия для стабилизации пигмента для грядущих поколений при помощи специальной камеры, которая способствует более постепенному понижению влажности материала после его извлечения из почвы. Археологи планируют продолжить раскопки на месте обнаружения головы Змея в надежде отыскать и другие артефакты того времени для получения более полного видения композиции центральных районов древнего Теночтитлана.

Источник изображений: LANCIC; UNAM

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий