«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?

Художники и скульпторы классических культур Египта, Месопотамии, Греции и Рима никогда не боялись использовать яркие цвета. В исторических источниках сохранилось немало упоминаний о популярности приёма полихромии, но почему же в наши дни античные статуи всегда представляются нам бесцветными? Коллекция «Bunte Götter» или «Цветные боги» прекрасно демонстрирует, как на самом деле выглядели знаменитые античные скульптуры.

«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
V. Brinkmann

Миф о том, что скульптуры античности были совершенно лишены цвета, сформировался в эпоху Ренессанса. Тогда люди впервые стали проявлять интерес к древним культурам. В ходе активных археологических раскопок учёные эпохи Возрождения получали возможность лично ознакомиться с античными произведениями искусства. Большинство из них представали перед глазами ренессансных людей в виде бесцветных изваяний, и скульпторы того периода стали подражать древним авторам, оставляя собственные каменные скульптуры в их естественном цвете.

«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
V. Brinkmann
Wikimedia Commons

Подобный тренд отслеживался и в XVIII веке: археологи продолжали находить всё больше и больше античных скульптур, а искусствоведы пытались разгадать, почему древние мастера выбирали те или иные материалы и формы. Среди них был и Иоганн Иоахим Винкельман, который написал книгу «История античного искусства». Труды Винкельмана обеспечили ему звание основоположника современных представлений о древнем искусстве. Именно он сыграл ключевую роль в популяризации мнения о том, что античные статуи всегда были бесцветными. Хотя при его жизни уже имелись доказательства применения полихромии – на некоторых скульптурах даже сохранялись остатки пигментов, он всеми силами пытался идеализировать естественный цвет камня. В своей книге он писал: «Чем светлее скульптура, тем она красивее и благороднее. Цвет должен играть наименьшую роль в восприятии её красоты, ведь не цвет, а структура формирует её суть».

«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
V. Brinkmann

Странствующая экспозиция «Bunte Götter» предоставляет современным людям отличную возможность увидеть античные статуи такими, как их видели древние люди. Изначально коллекция состояла из 12 цветных репродукций знаменитых скульптур античности, но постепенно количество экспонатов увеличивается. Кроме того, выставка сопровождается богато иллюстрированным каталогом, где в своём первозданном виде изображены древние статуи, которые не были представлены в составе экспозиции.

«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
D. Rehm

Своим существованием коллекция «Bunte Götter» обязана немецкому археологу Винценцу Бринкманну, профессору Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте. Чтобы воссоздать цвета статуй, которые мы так привыкли видеть монохромными, Бринкманн начал с тщательного изучения поверхности оригиналов. В некоторых случаях даже невооружённый глаз мог различить следы древних пигментов. С помощью инфракрасных и ультрафиолетовых ламп специалисты смогли различить едва заметные детали – узоры, сформированные из-за неравномерного выветривания поверхности статуй. Краска действует как дополнительный барьер, который защищает материал от разрушения. Узоры, именуемые «призраками краски» помогают археологам установить оригинальную цветовую схему скульптуры. Кроме того, в зависимости от степени разрушения поверхности можно предположить, какие материалы использовались для создания различных пигментов.

«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
FOST/Alamy Stock Photo/Fine Arts Museum of San Francisco
Luisa Ricciarini/Leemage/UIG via Getty/Fine Arts Museum of San Francisco

В древности большинство пигментов имели натуральное происхождение: изучив химический состав «призраков краски», можно определить их оригинальный цвет. Самым популярным материалом в те времена были различные минералы, которые смешивались с натуральными связующими компонентами – яйцом, пчелиным воском, гуммиарабиком (смолой разных видов акаций) и т. п. Получившуюся смесь накладывали непосредственно на камень, иногда используя мел или алебастр в качестве базового покрытия. Для закрепления краски античные мастера часто использовали завёрнутый в льняную ткань воск: им обтирали готовую скульптуру.

Fine Arts Museum of San Francisco
Fine Arts Museum of San Francisco

Первые репродукции приходилось делать вручную из гипса, но потом в распоряжении специалистов проекта «Bunte Götter» появился лазерный сканер. Сканируя оригинальные скульптуры, они создавали их копии с помощью 3D-принтера. В рамках выставки некоторые цветные экспонаты были представлены рядом со своими поблекшими оригиналами. Для многих посетителей тот факт, что оригинальные статуи когда-то радовали глаз древних людей яркими красками, стал настоящим сюрпризом. Вероятно, современники этих скульптур тоже были бы немало удивлены, увидев их совершенно лишёнными цвета.

Wikimedia Commons
«Bunte Götter»: как на самом деле выглядели античные скульптуры?
Реставраторы Йорун Руппель и Ульрике Кох-Бринкманн / pug
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь