«Пантеон войны» — самая большая картина в мире

Менее чем за месяц до окончания Первой мировой войны парижской публике была представлена огромная картина «Пантеон войны», посвящённая военным действиям. Её создатели пожелали увековечить память о самой великой войне с помощью самого масштабного полотна, над написанием которого трудились 150 художников в течение четырёх лет.

 

Результатом их трудов стала самая большая панорамная картина в мире – 123 метра в длину и 14 метров в высоту – для её демонстрации публике было построено целое здание. На полотне были запечатлены 6000 человек в натуральную величину: герои войны, монархи и члены правительства стран-членов Антанты и её союзников.

Мир увидел картину под названием «Пантеон войны» (фр. «Panthéon de la Guerre») 19 октября 1918 года, и в последующие 100 лет судьба её была незавидной. За это время полотно разрезали и продали на аукционах, отдельные его части были спрятаны от глаз публики и хранились в ненадлежащих условиях. В 1956 часть картины (всего около 7%) заняла почётное место в Национальном музее Первой мировой войны в Канзас-Сити, штат Миссури.

Блокбастер 1918 года

Работа над картиной началась в 1914 году, всего через несколько месяцев после начала войны. Авторами идеи создания такого грандиозного полотна были два французских художника Пьер Карриер-Беллеус и Огюст Франсуа-Мари Горжет, которые и прежде имели дело с панорамами. Вместе они собрали более сотни художников  (преимущественно пожилых, ведь молодые были на фронте), заполучили финансовую и политическую поддержку, жизненно необходимую для проекта с таким размахом. Для воплощения своей идеи они также приобрели льняной холст площадью почти 1700 кв. м, тонны стальных креплений, чтобы удержать огромное полотно, и невероятное количество краски отменного качества.

Историк искусства в Национальной галерее искусств в Вашингтоне Марк Левитч рассказал, что мотив создания полотна таких масштабов не был исключительно патриотическим. В конце XIX – в начале XX века подобные панорамные картины были сродни современным голливудским блокбастерам – на них можно было отлично заработать. В специально построенном здании восьмиугольной формы «Пантеон…» размещался в виде непрерывной панорамы, посетители попадали в помещение по туннелю и оказывались окружёнными полотном со всех сторон. Расположению здания можно было позавидовать – оно находилось на университетской улице недалеко от Дворца Инвалидов и Лувра. Президент Франции Раймон Пуанкаре, также увековеченный на картине, принимал участие в торжественном открытии «Пантеона войны», время которого было выбрано ну очень удачно – всего за месяц до конца войны.

Хотя технически на подобных полотнах не принято выделять центральные фигуры, главный акцент «Пантеона…» художники сделали на храме и ведущей к нему лестнице, которые символизируют Францию и занимают львиную долю картины – почти 40 метров. На оставшейся части картины размещены другие члены Антанты и союзники, причём на каждую страну приходилось не более 9 метров. Процесс поиска личностей, достойных быть запечатлёнными на картине, был непростым: художникам пришлось перечитать огромное количество прессы, чтобы выделить 6000 человек. С живых людей портреты писались лично, а для изображения погибших ориентировались на сохранившиеся фотографии.

Ссылка на оригинал картины «Пантеон войны» — cdn.cnn.com

Гастроли в Америке

«Пантеон войны» оставался в Париже на протяжении 9 лет, за это время его увидели более трёх миллионов людей. В 1927, когда ажиотаж вокруг картины стал утихать, её приобрели три американских бизнесмена, которые хотели привезти полотно в США и устроить ему своеобразный тур. Авторы полотна были категорически против его продажи, опасаясь, что больше не увидят его, хотя покупатели обещали вернуть картину через какое-то время. Американцы заплатили за «Пантеон…» около 250 тысяч долларов – серьёзные деньги на то время, картине устроили роскошные проводы, размах которых должен был снова разогреть к ней интерес. Кроме того, ожидалось, что проводы, сопровождаемые национальными гимнами при присутствии международных послов, сыграют свою роль в укреплении отношений между Францией и США – даже сама картина претерпела некоторые изменения: на неё добавили больше женщин и афроамериканцев.

Первой остановкой на пути картины был комплекс Madison Square Garden в Нью-Йорке, где за восемь недель её увидели около миллиона людей. Открытие выставки сопровождалось торжественным приёмом на 25 тысяч человек, однако успех оказался куда менее значительным, чем ожидалось, и выставка закрылась на 2 месяца раньше. Причиной тому была разница в восприятии войны в США и Франции. В США для привлечения народа устраивали грандиозные, почти карнавальные действа, настроение которых совершенно не соответствовало замыслу картины.

Продано за бесценок

В 1940 году «Пантеон войны» находился на выставке в Сан Франциско, на тот момент уже никому не было дела до темы Первой мировой войны. По окончании выставки картину отправили на склад в Балтиморе, где она хранилась в 17-ти метровом ящике, построенном ещё в Париже. Полотно было слишком большим, чтобы хранить его в помещении, потому несколько лет картина оставалась на улице. Позже владелец перестал платить за хранение и картину выставили на аукцион.

Аукцион состоялся в июле 1952, на продажу было выставлено не только само полотно, но и конструкция, используемая для его демонстрации. Несмотря на то, что участникам аукциона сообщили о необычайной ценности лота, желающих приобрести его было немного. В итоге картину за жалкие 3400 долларов (32 тысячи, учитывая инфляцию) купил Вильям Хауснер – местный ресторатор, коллекционер и, по случайному стечению обстоятельств, ветеран Первой мировой, сражавшийся за Германию. Мужчина понимал ценность картины и не хотел, чтобы она попала в руки к перекупщикам металла, желавшим заполучить стальные крепления – именно они были его главными конкурентами на аукционе.

Чтобы открыть ящик и переместить картину, понадобилась помощь 22-х рабочих и нескольких подъёмных кранов – ведь общий вес полотна и креплений составлял около 10 тонн, но эта проблема не была самой серьёзной: даже с новым хозяином будущее картины было не радужным. Хауснер пытался найти музей, который согласился бы выставить картину, но никто не хотел связываться с полотном – реставрировать его, готовить специальное помещение. Даже во французском консульстве от «Пантеона…» отказались.

Единственным человеком, который был заинтересован в картине, оказался Дэниел Макморрис, ветеран Первой мировой. Ещё в 1918 ему довелось своими глазами увидеть полотно в Париже, с тех пор он занялся изучением искусства, в частности, творчества одного из отцов полотна – Огюста Горжета. Макморрис предложил Хауснеру пожертвовать картину Национальному музею Первой мировой войны в Канзас-Сити, где он в это время работал.

Второе дыхание для картины «Пантеон войны»

Хауснер согласился и пришло время заняться восстановлением полотна и его адаптацией к новому помещению, чем и занялся Макморрис. Он прекрасно понимал, что ему не удастся сохранить всю картину, к тому же, в его распоряжении было всего около 21 метра стены, на которой нужно было разместить «Пантеон…». Реконструкция картины, на самом деле, мало чем напоминает оригинал: в центре теперь оказался 28-й президент США Вудро Вильсон и члены Лиги Наций (организации-предшественника ООН), на полотне почти не представлены страны Восточной Европы. Конечный результат, хоть и имел мало общего с оригиналом, оказался достойным произведением искусства: Макморрис потратил на него несколько лет, восстановил облик некоторых личностей и добавил несколько новых лиц (например, Гарри Трумэна и Франклина Рузвельта). Новый «Пантеон войны» был представлен публике в Канзас-Сити 11 ноября 1959 года.

Ссылка на реконструкцию картины «Пантеон войны» в исполнении Дэниела Макморриса — cdn.cnn.com

Национальный музей Первой мировой войны в Миссури был закрыт в 1994 году: помещение было в плохом состоянии и вызывала опасения проблема сохранности экспонатов. В 2006 после продолжительной реставрации комплекс снова открыл двери для посетителей, новый облик музея стал привлекать больше людей, благодаря чему всё больше людей узнавали о картине «Пантеон войны» и её нелёгкой истории.

Дэниел Макморрис работает над реконструкцией картины "Пантеон войны"
Дэниел Макморрис работает над реконструкцией картины «Пантеон войны»
В процессе реконструкции Макморрис использовал фотографии, чтобы создать новую композицию из оригинальных фрагментов
В процессе реконструкции Макморрис использовал фотографии, чтобы создать новую композицию из оригинальных фрагментов

Судьба тех частей оригинальной картины, которые не попали в реконструкцию Макморриса, ещё более плачевна. Макморрис не особо церемонился с «ненужными» частями композиции: некоторые отрезки он раздал друзьям и знакомым, часть фрагментов также выставлена в музее или хранится в его архивах. Марк Левитч, историк искусства, обнаружил, что фрагменты картины оказались даже на блошином рынке и в онлайн магазинах. В 2001 он приобрёл крошечную часть картины размером 60 на 30 см на eBay за 99 долларов.

Источник: edition.cnn.com

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий