Лучшие авиационные музеи мира (часть 2)

В продолжение статьи о лучших авиационных музеях мира.

Smithsonian National Air and Space Museum музей
Smithsonian National Air and Space Museum

Музей Польской Авиации, Краков, Польша

В музее авиации в Польше в каждом экспонате Вы найдёте отголосок коммунистической эры, большую часть экспозиции составляют летательные аппараты времён Второй мировой и Холодной войны. Однако среди них встречаются и совершенно уникальные экземпляры, например, редчайший реактивный сельскохозяйственный биплан Мелец М-15 по прозвищу «Бельфегор». Музей Польской Авиации знаменит также благодаря своей коллекции самолётов, выпущенных ещё до Первой мировой: эти многострадальные аппараты представлены в музее в том же виде, в котором их вывезли из Берлина в конце Второй мировой войны, чтобы спасти редкие образцы во время авианалёта союзников антигитлеровской коалиции. Сам музей расположен на территории бывшего аэродрома «Краков-Раковице-Чижины» — во время Первой мировой он сыграл важную роль в защите Краковской крепости, а в 20-е годы на этом месте была сформирована военная лётная часть, тогда же аэродром стал второй по размеру и значимости авиабазой в Польше. Музей на территории бывшего аэродрома был открыт в 1964 году.

Редчайший экземпляр реактивного сельскохозяйственного биплана Мелец М-15 по прозвищу «Бельфегор»
Редчайший экземпляр реактивного сельскохозяйственного биплана Мелец М-15 по прозвищу «Бельфегор»

EAA Museum, Ошкош, штат Висконсин

EAA Museum – музей на базе Ассоциации Экспериментальной Авиации и аэропорта Виттман-Филд в Ошкоше – отличается от остальных учреждений в нашем списке тем, что большинство экспонатов тут являются образцами экспериментального самолётостроения от авиаторов-специалистов и любителей. Кроме того, значительное внимание в EAA Museum уделяют гоночным экземплярам: каждое лето на территории музея проводятся масштабные авиашоу EAA AirVenture, ежегодно их посещают более полумиллиона фанатов авиации, а в выступлениях и соревнованиях принимают участие около 10 тысяч летательных аппаратов. Экспозиция музея представлена 200 летательными аппаратами и коллекцией из 20 тысяч разнообразных авиационных артефактов – за пару часов посетители успевают изучить лишь малую часть коллекции, потому учредители советуют уделить музею 1-2 дня, чтобы не пропустить ничего интересного.

Aerospace Bristol, Бристоль, Великобритания

Aerospace Bristol – один из новейших авиамузеев в мире, он был открыт лишь в октябре 2017 года, однако его история восходит к самой заре авиации. На аэродроме Филтон, где расположен современный музей, с 1910 года действовала одна из важнейших авиационных компаний Британии British and Colonial Aeroplane Company, которая занималась разработкой и изготовлением самолётов, а также обучением персонала. В коллекции Aerospace Bristol представлено более 8 тысяч экспонатов, включая аппараты времён Первой и Второй мировых войн, вроде Bristol Fighter, Bristol Blenheim, Beaufort, Beaufighter или Brigand – они были изготовлены в стенах British and Colonial Aeroplane Company, чтобы спустя десятки лет вновь вернуться сюда. Однако самым знаменитым экземпляром в экспозиции является Alpha Foxtrot – Concorde, который последним среди своих собратьев поднялся в небо. Кстати, Concorde можно считать дальним родственником самолётов линейки Bristol, ведь British Aircraft Corporation (BAC), которая занималась разработкой Concorde совместно с французами, является преемником компании British and Colonial Aeroplane Company.

Beaufighter
Beaufighter
Alpha Foxtrot – Concorde
Alpha Foxtrot – Concorde

Delta Flight Museum, Атланта, штат Джорджия

Музей Delta Flight расположен в Атланте, неподалёку от Международного аэропорта Хартсфилд-Джексон. Идея учреждения музея возникла ещё в 1990-х годах, когда бывшие сотрудники Delta Air Lines решили найти, выкупить и отреставрировать один из пяти оригинальных Douglas DC-3, с которых началась истории компании. Для широкой публики музей открылся в 2014 году, сегодня в двух ангарах компании времён Второй мировой хранятся как исторические, так и более современные экземпляры. Изюминкой экспозиции является Boeing 767-200 по прозвищу «Дух Дельты» («The Spirit of Delta»): в начале 1980-х сотрудники Delta Air Lines за собственные деньги – 30 миллионов долларов – приобрели для родной компании новый самолёт, чтобы помочь ей удержаться на плаву в трудное время. Boeing 767-200 – это «музей внутри музея», его интерьер был восстановлен в первозданном виде, внутри представлена униформа стюардесс и разнообразные приспособления, используемые для обслуживания пассажиров на борту воздушного судна. В музее также имеется полноценный симулятор полёта в условиях борта Boeing 737-200, а также несколько полномасштабных экспонатов вроде Boeing 747 и 757.

Один из пяти оригинальных Douglas DC-3 компании Delta
Один из пяти оригинальных Douglas DC-3 компании Delta
Boeing 767-200 по прозвищу «Дух Дельты» («The Spirit of Delta»)
Boeing 767-200 по прозвищу «Дух Дельты» («The Spirit of Delta»)

Pima Air & Space Museum, Тусон, штат Аризона

Pima Air & Space Museum – самый большой авиамузей в США, который не финансируется государством. В 1976 году в музее было представлено всего 48 экспонатов, а сегодня на территории музея, которая примыкает к авиабазе ВВС США «Девис-Монтен», разместилось более трёхсот летательных аппаратов. Самыми примечательными экспонатами являются: стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird, тяжёлый бомбардировщик B-29 «Superfortress» и самый маленький пилотируемый биплан Bumble Bee Two. Для посетителей в рамках заказных туров доступно также «кладбище» правительственных и военных самолётов, официальное название этой базы – 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group, на площади в 10,5 кв. км доживают свой век более 4 тысяч летательных аппаратов.

Стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird
Стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird

Museum of Air and Space, коммуна Ле-Бурже, Франция

Открытый в 1919 году, французский музей авиации и космонавтики занимает площадь в 15 гектаров и является самым старым и одним из крупнейших авиакосмических музеев мира. В его экспозиции насчитывается 19595 экспонатов, включая уникальные экземпляры, например, останки L’Oiseau Blanc или «Белой птицы». Пилоты этого самолёта — Шарль Нунжессер и Франсуа Коли – надеялись преодолеть на нём Атлантический океан по маршруту Париж – Нью-Йорк и получить премию Ортейга в размере 25 тысяч долларов. Для облегчения самолёта пилоты демонтировали «всё лишнее», в том числе приборы навигации, а при взлёте планировалось сбросить и шасси. Именно оно и хранится в Ле-Бурже, а сам летательный аппарат, как и его пилоты, пропали без вести в 1927 году. В музее также представлены два экземпляра Concorde – символы сотрудничества Франции и Великобритании.

Шасси L'Oiseau Blanc
Шасси L’Oiseau Blanc

The Museum of Flight, Сиэтл, штат Вашингтон

The Museum of Flight – самый большой частный некоммерческий авиакосмический музей в мире, расположенный на территории Международного аэропорта King County (также известного как Boeing Field) к югу от Сиэтла. Посетители имеют возможность как изучить отдельные машины, например, Lockheed M-21 Blackbird, так и оказаться «за кулисами» действующего аэропорта и узнать, как готовятся к рейсам экипажи и их машины. Музей открыл свои двери для гостей в 1965 году, а в 2016 к экспозиции добавили ещё целый павильон с новыми экспонатами: самый успешный реактивный пассажирский авиалайнер Boeing 737, один из первых президентских реактивных самолётов «Борт номер один» — модифицированный Boeing 707, реактивный бомбардировщик B-47 Stratojet 1940-х годов и др. Самая популярная часть экспозиции музея – это открытые для посетителей Concorde (единственный на западном побережье США), первый jumbo jet Boeing 747, президентский Boeing-707 и один из первых 787 Dreamliner.

Lockheed M-21 Blackbird
Lockheed M-21 Blackbird (на переднем плане)

National Museum of the US Air Force, Дейтон, штат Огайо

Старейший музей военной авиации в США National Museum of the US Air Force находится на территории авиабазы ВВС США Райт-Паттерсон в Огайо. На площади в 7 гектаров размещаются несколько ангаров и открытые экспозиции, экспонаты в которых разделены по галереям, соответствующим определённой эре. Раннюю авиацию представляют самолёты Первой мировой войны, среди которых одноместный истребитель 1917 года SPAD XIII и итальянский тяжёлый бомбардировщик 1916 года Caproni CA 36. В коллекции музея также представлен B-17F «Memphis Belle» — первый тяжёлый бомбардировщик в рядах ВВС США времён Второй мировой, экипажу которого удалось выполнить 25 миссий на территории Европы без потерь. Главной достопримечательностью музея является Boeing VC-137C – «Борт номер один», на котором летали Джон Кеннеди, Линдон Джонсон и Ричард Никсон.

B-17F «Memphis Belle»
B-17F «Memphis Belle»
Boeing VC-137C – «Борт номер один»
Boeing VC-137C – «Борт номер один»

Imperial War Museum Duxford, Даксфорд, Великобритания

Imperial War Museum Duxford находится в Даксфорде на месте бывшей Королевской авиабазы Первой и Второй мировых и известен своей коллекцией исторических гражданских и военных самолётов: от британских истребителей Spitfire и бомбардировщиков Avro Vulcan до немецкого Bf.109 и американского «мустанга» P-51. Многие из представленных здесь экземпляров находятся в рабочем состоянии и периодически участвуют в авиашоу на аэродроме Даксфорд. Даксфордский аэродром сыграл немалую роль в истории британской авиации: в 1917 году здесь обучали бойцов Королевского лётного корпуса, а в 1924 он стал базой для 19-й эскадрильи ВВС Великобритании. Сегодня на территории музея действует программа Conservation in Action, в рамках которой сотрудники восстанавливают уникальные летательные аппараты – некоторые из них являются последними сохранившимися экземплярами своего типа.

Spitfire
Spitfire
Avro Vulcan
Avro Vulcan

Smithsonian National Air and Space Museum и Udvar-Hazy Center, Вашингтон, округ Колумбия

Национальный музей воздухоплавания и астронавтики Смитсоновского института может похвастаться самой большой в мире коллекцией исторических самолётов и космических аппаратов, экспозиция основного музея и его филиала – центра Стивена Удвара-Хези – состоит из 60 тысяч экспонатов. Ежегодно этот музей посещают около 8 миллионов человек, здание музея находится недалеко от Капитолия, а центр Стивена Удвара-Хези расположен в ангарах Международного аэропорта Вашингтон Даллес. Самые знаменитые экспонаты – оригинал самолёта братьев Райт Wright Flyer и командный модуль Apollo 11, который доставил к Луне Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза – находятся на Национальной аллее в главном корпусе музея. В центре Стивена Удвара-Хези посетители могут увидеть шаттл NASA «Discovery», бомбардировщик Boeing B-29 «Superfortress» по прозвищу «Enola Gay», сбросивший атомную бомбу «Малыш» на Хиросиму в конце Второй мировой войны, один из двадцати существующих сверхзвуковых Concorde, а также протестировать симулятор полёта в самолёте или в космическом шаттле.

Командный модуль Apollo 11, который доставил к Луне Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза
Командный модуль Apollo 11, который доставил к Луне Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза
Бомбардировщик Boeing B-29 «Superfortress» по прозвищу «Enola Gay», сбросивший атомную бомбу «Малыш» на Хиросиму в конце Второй мировой войны
Бомбардировщик Boeing B-29 «Superfortress» по прозвищу «Enola Gay», сбросивший атомную бомбу «Малыш» на Хиросиму в конце Второй мировой войны

Источник: edition.cnn.com

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий