Avrocar VZ-9V — летающее блюдце из далеких 50-х

В послевоенные годы появилось множество сообщений об НЛО, и большинство из них описывали в форме летающей тарелки. Такая форма уже давно была интересна многим ученым, ведь с точки зрения аэродинамики у нее были определенные преимущества, а для их подтверждения в 1950-х годах был построен Avrocar VZ-9V.

Постройку аппарата с подобной компоновкой предложил английский конструктор Джон Фрост в 1947 году. Идея заключалась в том, что судно потребует значительно меньшей энерговооруженности для взлета, ведь к подъемной силе прибавится эффект воздушной подушки. В то время турбореактивные двигатели еще не обладали выдающимися характеристиками, так что подобная идея была вполне разумной. Но самое интересное – подобную схему предложил еще в 1921 году Б.Н. Юрьев, просто на тот момент реализовать это было весьма проблематично по техническим причинам.Канадская компания Avro Aircraft начала разработку Avrocar VZ-9V в 1955 году, а уже в 1959 аппарат был построен по контракту армии и ВВС США. Первый непродолжительный испытательный полет прошел успешно 5 декабря того же года, и после некоторых испытаний Avrocar отправили на базу ВВС Эдвардса. К полноценному горизонтальному полету перешли только 17 мая 1961 года. Аппарат использовал ТРД для привода вентилятора, расположенного по центру, у такой силовой установки было много преимуществ. Воздушный поток, направленный вниз, имел меньшую скорость благодаря большому диаметру пропеллера в 1.52 метра. Выхлопные газы от двигателей также смешивались с общим воздушным потоком, что делало температуру приемлемой. Тягу обеспечивали 3 двигателя Continental J69-T9 по 420 кгс, а управление направлением осуществлялось при помощи отклонения сопла, находящегося снизу. Такая силовая установка позволяла эксплуатировать VZ-9V без специализированных площадок. Avrocar имел высоту 1.07м, диаметр 5.5 м, а общая площадь составила 23.6 м2. При полной массе 2522 кг аппарат на практике взлетал только на 0.91 метра, смог развить скорость 56 км/ч и показать дальность в 127 км. Расчетные характеристики обещали в разы больше: скорость до 480 км/ч, высота до 3048м, а дальность – 1061 км, но испытатели не ставили перед собой цель добиваться максимальных показателей.
Испытания проводились под большой секретностью, но слухи разлетелись достаточно быстро. Вероятно, именно из-за завесы тайны в сплетнях зачастую шла речь о каких-то неземных технологиях и испытаниях НЛО, но на деле всё было достаточно примитивно. Но очередной хайп тема НЛО получила, и многие издания не побрезговали написать множество выдуманных историй от очевидцев.История же самого аппарата была крайне короткой, и уже подходила к своему завершению. В 1962 году он совершил последний испытательный полет, после чего больше не представлял интереса для военных. VZ-9V был недостаточно устойчив, да и надежность оставляла желать лучшего, а область его применения оставалась под вопросом. Тем более, вертолеты к тому времени уже вышли на довольно высокий уровень, и в мире появился достаточно большой их ассортимент в самых разных категориях, в том числе и сверхлегкие.

В итоге аппарат совершенно не оправдал возложенных на него надежд, но, как и любой другой эксперимент, принес полезный опыт.

http://airwar.ru/enc/xplane/vz9.html

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий