Представители Музея затонувших кораблей Vrak в Швеции объявили, что археологи обнаружили останки величественного боевого судна Военного флота Швеции – Äpplet, затопленного в 1659 году.
Äpplet был одним из четырёх судов, изготовленных по приказу шведского короля Густава II Адольфа, который располагал грандиозными планами на обширные завоевания. Vasa должен был стать флагманом королевского флота, однако из-за конструктивных ошибок в первом же плавании судно критически накренилось от порыва ветра и затонуло у входа в гавань Стокгольма. В 1960-х гг. его удалось поднять и отреставрировать, что сделало его единственным сохранившимся парусным кораблём начала XVII века. Сегодня он обитает в собственном музее в Стокгольме. Расследование причин катастрофы ещё в XVII в. показало, что судно имело очень высокий центр тяжести и было слишком узким, а его подводная часть была чересчур лёгкой по отношению к надводной, что в итоге привело к неизбежной потере устойчивости. Поскольку корабль построили строго в соответствии с утверждёнными королём габаритами, следствие не решилось привлечь к ответственности самого Густава II Адольфа, и никто не понёс наказание.
Сестринское судно Vasa – Äpplet – было спроектировано Хайном Якобссон. Этот корабль должен был стать улучшенной версией своего собрата, лишённой критических ошибок, которые привели к его гибели. В частности, Якобссон, который завершал строительство Vasa несколькими годами ранее после смерти его оригинального создателя Хенрика Хюбертссона, сделал новое судно более устойчивым за счёт понижения его центра тяжести и расширения корпуса. После десятков лет успешной службы в составе королевского флота и участия в Тридцатилетней войне корабль признали непригодным для дальнейшей эксплуатации и целенаправленно затопили где-то в водах у берегов города Ваксхольм. К слову, в 1600-х годах в этом месте затопили не менее десяти других судов королевского флота.
В отличие от Vasa, Äpplet долгие годы «ускользал» от глаз морских археологов. Археологи Vrak совместно со служащими ВМС Швеции впервые обнаружили останки неопознанного судна в декабре 2021 года, однако только весной 2022 года после более исчерпывающего исследования габаритов, конструкции, образцов древесины и документов они идентифицировали в нём сестринское боевое судно Vasa.
По словам одного из археологов Музея затонувших кораблей, эта находка стала невероятным сюрпризом для всей команды, поскольку считалось, что в этой местности не сохранилось останков судов. Дно вокруг Ваксхольма многократно менялось человеком: его засыпали камнями в 1880-х годах, а затем углубляли в начале XX века. Как следствие, специалисты были уверены, что никакой корабль не смог бы пережить подобные изменения окружающего дна. Ранее в 2019 году учёные обнаружили у берегов Ваксхольма два судна, которые они сперва приняли за Äpplet, однако позже в них идентифицировали корабли Apollo и Maria, построенные в 1648 году.
Впрочем, в 2021 году археологи с первых мгновений заприметили знакомые очертания, так похожие на Vasa. Анализ строительного материала показал, что дуб, из которого изготовили Äpplet, был срублен в 1627 году в Долине Меларен – именно там добывали древесину и для несостоявшегося флагмана шведского королевского флота. Несмотря на столетия под водой, большая часть остова корабля до уровня нижней батарейной палубы сохранилась и возвышается примерно на 6-7 метров над уровнем дна.
Патрик Хоглунд, морской археолог из команды Vrak, пояснил, что данная находка является важным фрагментом пазла в истории становления шведского флота и Швеции как морской державы в XVII веке. Судно лежит на охраняемой военной территории, потому попасть к нему возможно исключительно в сопровождении дайверов ВМС Швеции. Äpplet не планируют поднимать на поверхность, однако археологи Музея затонувших кораблей намерены произвести его 3D-съёмку для создания цифровой копии останков.
Источник фото: JIM HANSSON, VRAK/SMTM