Среди пассажирских самолетов этому гиганту нет равных в мире, но уже в 2021 году его снимут с производства. Многие, кому доводилось летать на таком, считают этот самолет лучшим из лучших. Речь идет об Airbus A380.
Герой нашей статьи – двухпалубный широкофюзеляжный самолет с турбореактивными двигателями. Его высота составляет 2408 см, длина – 7275 см, а размах крыла – 7975 см. При этих габаритах он способен разместить на борту до 853 пассажиров в версии без разделения на классы, и до 525 – если салон имеет 3 разных класса. Существуют и грузовые модификации, способные перевезти 150 тонн груза на расстояние 10 370 км, при этом у пассажирских модификаций этот показатель держится на уровне 15 400 км.
Конструкция самолета очень высокотехнологична, а для максимального снижения веса композитные материалы здесь используются не только в интерьере и внутренней структуре, но частично даже в силовых элементах конструкции. В обшивке применялись сложные алюминиевые сплавы, а стрингеры нижних панелей фюзеляжа соединены посредством лазерной сварки, чтобы уменьшить количество креплений. Все это позволило ему при взлетной массе 560 тонн иметь из них собственной массы всего 280 тонн. Разработка столь технологичного и дорогого самолета заняла около 10 лет, а общая стоимость программы составила порядка 12 млрд. евро.
Показатели экономичности самолета по заявлению производителя примерно на 17% лучше, чем у воздушных суден подобного класса. У Airbus A380 это в среднем около 1 литра топлива на перемещение 1 пассажира на расстояние 100 км. Ближайшим его конкурентом можно считать Boeing 747, способный перевозить на 200 пассажиров меньше. Сейчас достаточно много обсуждений по поводу экологичности транспортных средств, и здесь у A380 также преимущество, ведь чем меньше топлива потребляет самолет, тем меньше вредных выбросов идет в атмосферу. Его показатель составляет 75 граммов углекислого газа на 1 км пути одного пассажира.
Согласно замерам специалистов, уровень шума в салоне на 50% ниже, чем у Boeing 747. В целом это хоть и выдающийся показатель, но не имеющий особого значения, ведь и у конкурента он держится на абсолютно не раздражающем уровне. По словам пассажиров, даже немного неуютно с непривычки лететь, когда в гробовой тишине иногда неловко даже чихнуть) Существенным плюсом можно считать достаточно высокое давление в салоне во время полета – если у Boeing 747 оно сравнимо с высотой 2500 метров, то у A380 этот показатель соизмерим с отметкой в 1500 метров. Это позволяет организму легче адаптироваться к полету, и в конечном итоге пассажир практически не чувствует дополнительного утомления.
Некоторые экземпляры этих самолетов оснащены по спецзаказу авиакомпаний, и имеют иной раз самые диковинные причуды. Если Wi-Fi и спутниковая телефонная связь на борту уже не особо удивляет, то бар, и тем более, магазин Duty Free уже немного выходят за рамки воображения. Но несколько авиакомпаний вообще пожелали оснастить свои самолеты комнатой отдыха и даже душевыми.
Несмотря на свои огромные размеры, самолет оказывает удельное давление на полосу аэропорта даже ниже, чем тот же Boeing 747. Никаких особых хитростей в этом нет, просто шасси самолета оснащено большим количеством колес. A380 свободно может использовать полосы того же класса, что и его главный конкурент, хоть изначально Федеральная администрация по авиации США заявляла, что ему потребуется другая ширина полосы и рулежных дорожек.
На сегодняшний день эксплуатируется 232 самолета A380 разных модификаций.
Характеристики | A380-800 | A380-800F |
Экипаж | 2 пилота | |
Вместимость | 525 (3 класса) | 58 контейнеров |
Длина | 73,0 м | 72,75 м |
Размах крыла | 79,75 м | |
Площадь крыла | 845 м² | |
Стреловидность крыла | 33,5° | |
Высота | 24,09 м | |
Колёсная база | 30,4 м | |
Ширина фюзеляжа | 7,14 м | |
Длина разбега | 2050 м | |
Длина пробега | 2900 м | |
Крейсерская скорость | 900 км/ч | |
Максимальная скорость | 1020 км/ч | |
Дальность полёта | 15 200 км | 15 400 км |
Практический потолок | 13 115 м | |
Максимальное количество топлива | 248 тонн | 296 тонн |
Силовая установка | 4 x 311 кН Engine Alliance GP7270 (A380-861) Engine Alliance GP7272(A380-862) Trent 970, Trent 970B (A380-841) Trent 972, Trent 972B (A380-842) 4 x 340 кН |