Искусственный интеллект дописал Десятую симфонию Бетховена

Людвиг ван Бетховен умер в 1827 году, спустя 3 года после написания Девятой симфонии – одного из важнейших и самых знаменитых произведений в истории европейской музыки. Параллельно работе над данным произведением Бетховен начал писать Десятую симфонию, которая так и не была закончена из-за стремительного ухудшения состояния здоровья композитора. До наших дней сохранились лишь разрозненные наброски и черновики, потенциал которых всегда привлекал внимание многочисленных почитателей Бетховена, музыковедов и историков, желавших узнать, каким могло бы быть последнее произведение великого композитора. Спустя годы слаженная работа экспертов и современных технологий дала свои плоды, и искусственный интеллект сумел реконструировать Десятую симфонию Бетховена.

Circe Denyer

Согласно историческим источникам, в 1817 году Лондонское филармоническое общество заказало Бетховену написание двух симфоний, пообещав щедрый гонорар и возможность дирижировать в ходе обеих премьер. К моменту окончания трудов над Девятой симфонией Бетховен уже полностью потерял слух, потому на её премьере композитор уступил дирижёрский пост капельмейстеру Михаэлю Умлауфу, а сам лишь подсказывал знаками нужный темп для каждой из четырёх частей. Увы, на Десятую симфонию у Бетховена, переживавшего непростой период из-за нехватки средств и разочарования в племяннике, оставалось не так уж много времени. В итоге композитор ушёл из жизни, оставив миру десятки разрозненных набросков.

Искусственный интеллект дописал Десятую симфонию Бетховена
Beethoven House Museum

Прежде музыканты предпринимали попытки реконструировать Десятую симфонию. Наиболее успешными были труды британского музыковеда и композитора Барри Купера. В 1988 году он свёл воедино 250 баров из доступных ему черновиков, представив миру собственное видение первой части симфонии. К сожалению, из-за фрагментарности набросков Бетховена и типичной для его работ технической сложности эксперты не смогли продвинуться дальше первой части.

Hulton Fine Art Collection/Getty Images

В начале 2019 года доктор Маттиас Рёдер, директор Института Элиетт и Герберта фон Караяна в Австрии, начал собирать команду специалистов, чтобы возродить Десятую симфонию к 250 юбилею со дня рождения Людвига ван Бетховена. Помимо Рёдера, участниками уникальной команды стал австрийский композитор Уолтер Уэрзова, эксперт в области музыкальной информатики Марк Готэм, музыковед Роберт Левин, специалист в сфере ИИ-искусства Ахмед Эль-Гаммаль и др. Прежде искусственный интеллект генерировал музыку, подражающую стилю Баха, однако в этот раз перед ним была совершенна новая и непростая задача: собрать правдоподобную симфонию из обрывков бар-форм. Для этого специалистам предстояло обучить ИИ особенностям творческого процесса Бетховена.

Искусственный интеллект дописал Десятую симфонию Бетховена
GETTY IMAGES

Прежде всего специалисты транскрибировали законченные работы композитора, сделав их понятными для нейросети. Кроме того, они «преподали» ИИ курс по теории музыки, ознакомив его с ключевыми элементами музыкальных произведений, в том числе и с композиционными и техническими особенностями классических симфоний. Эта база была необходима, чтобы искусственный интеллект научился развивать мотив в более сложную и продолжительную музыкальную структуру, следуя чёткой музыкальной форме. Таким образом команда Рёдера научила нейросеть гармонизировать музыкальные линии, прибегая к правильным переходам, а также используя соответствующие выбранной форме элементы – оживлённые скерцо, уместные фуги и т. п. Кроме того, ИИ пришлось научиться формулировать коду, которая подытожила бы реконструированное произведение. Не менее сложной задачей оказалась оркестровка законченного произведения: для формирования партитуры нейросети было необходимо «понимать» специфику музыкальных инструментов и ориентироваться на свойственный Бетховену подход к инструментовке.

Искусственный интеллект дописал Десятую симфонию Бетховена
Ahmed Elgammal

В ноябре 2019 года частично реконструированную ИИ Десятую симфонию ожидал первый тест. В доме-музее Бетховена в Бонне пианист впервые выступил с этим произведением перед публикой, представленной журналистами, музыковедами и музыкальными историками. Слушатели должны были попытаться отыскать грани между фрагментами, написанными самим Бетховеном, и их продолжением, сгенерированным искусственным интеллектом. Спустя несколько дней аналогичную задачу получили посетители конференции, которые прослушали части произведения в исполнении струнного квартета. Вопреки ожиданиям экспертов, справиться с задачей сумели считанные слушатели, близко знакомые с содержанием оригинальных черновиков Бетховена. По словам Маттиаса Рьодера, этот тест показал, что его команда была на верном пути. Однако к тому времени они воссоздали всего несколько минут симфонии, и им предстояла ещё немало работы.

 
За 18 месяцев специалисты и искусственный интеллект реконструировали две полных части произведения продолжительностью более чем 20 минут каждая. Наконец Рёдер, Уэрзова, Готэм и Эль-Гаммаль готовы представить миру Десятую симфонию Бетховена. Кроме того, они готовы встретить волну критики от лица людей, считающих недопустимым использование ИИ-технологий для имитации человеческого творческого процесса. Впрочем, участники этого уникального проекта считают искусственный интеллект не заменой реальному творчеству, но инструментом, открывающим новые возможности самореализации для людей искусства. Мировая премьера Десятой симфонии состоится в Бонне 9 октября 2021 года.

Искусственный интеллект дописал Десятую симфонию Бетховена
Ahmed Elgammal
Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь