Учёные отметили негативное влияние автопилота Tesla на внимательность водителей

Новое исследование на базе Массачусетского технологического института обратило внимание общественности на существенный недостаток автопилота Tesla. Учёные выяснили, что эксплуатация системы автоматического вождения критически снижает внимательность водителей, повышая риск дорожно-транспортных происшествий.

Sundry Photography

Исследователи из Массачусетского технологического института изучили данные о позах и положении лиц водителей, которые преодолели более 800 тысяч километров за рулём автомобилей Tesla, оборудованных системами автоматического вождения. Сбор данной информации начался в 2016 году и продолжается до сих пор. За это время учёные осуществили анализ 290 случаев, когда водитель отключал автопилот, и сравнили его поведение и действия до и после дезактивации вспомогательной системы управления. Исходя из опубликованных данных, водители значительно чаще отвлекаются от дороги при включённом автопилоте. К тому же в 22% случаев периоды полной потери концентрации продолжались более 2 секунд: чаще всего взгляд водителей устремлялся на большой экран в центре приборной панели автомобиля. При выключенной вспомогательной системе управления лишь 4% водителей отвлекались от дороги более чем на 2 секунды. Впрочем, наблюдение за реакцией людей на отключение автопилота показало, что их внимание оставалось рассеянным даже при переходе на ручное управление.

Учёные отметили негативное влияние автопилота Tesla на внимательность водителей
Adobe Stock

Результаты исследования наглядно демонстрируют побочное влияние промежуточной стадии развития автопилота. Актуальные вспомогательные системы управления достаточно хороши, чтобы справляться с большинством штатных ситуаций на дороге, однако им всё ещё нельзя доверить полное автономное управление транспортными средствами. По мнению исследователей, в настоящее время подобные системы представляют для всех участников дорожного движения значительно бо́льшую опасность, чем полностью беспилотные автомобили или автомобили на полном ручном управлении. Вопреки стремительному развитию технологий, далеко не все дорожные сценарии подвластны автопилоту. Более того, действующие системы имеют исключительно вспомогательную функцию, а потому они не делают автомобиль автономным и нуждаются в активном контроле ситуации со стороны водителя.

Getty Images

По мнению исследователей, причиной пониженной концентрации у водителей является отсутствие у потребителя чёткого понимания основных задач и пределов возможностей автопилота. К тому же это непонимание усугубляется относительно неплохим уровнем работы вспомогательных систем. Более того, нередко ситуацию усложняют маркетинговые ходы производителей. К примеру, хотя Tesla уведомляет водителей о том, что им всё же необходимо следить за ситуацией на дороге, рекламные кампании и даже названия продуктов могут убедить покупателей в обратном. Примером тому может служить недавнее обновление под названием Full Self Driving – «полное самостоятельное движение», коим оно по факту не является. Следует помнить, что даже при наличии автопилота в случае дорожно-транспортных происшествий ответственность несёт водитель и его страховая компания. Исключением являются ситуации, в которых аварийное положение возникло по причине сбоя в программном обеспечении или оборудовании. В спорных ситуациях стороны могут обращаться к страховым адвокатам, с услугами которых вы можете ознакомиться по ссылке: https://auto-advokat.com.ua/yuridicheskaya-pomoshh/straxovye-spory/.

Учёные отметили негативное влияние автопилота Tesla на внимательность водителей
David Paul Morris

Специалисты МТИ считают, что Tesla и прочие производители автомобилей с автопилотом должны уделять равнозначное внимание совершенствованию систем слежения за дорогой и за водителем. В настоящее время для определения положения водителя Tesla ограничивается датчиками давления на руль, которые, к слову, можно довольно легко обмануть. Исследователи уверены, что система автопилота должна учитывать уровень концентрации водителя и производить соответствующие регуляции уровня автономности. Хотя поиск прямой связи между внимательностью водителей при использовании и отключении вспомогательных систем управления и их безопасностью не был основной задачей учёных, производителям всё же стоит принять ко вниманию их замечания. Более того, представители МТИ готовы поделиться собственной моделью поведения водителей для улучшения функционала подобных систем.

Учёные отметили негативное влияние автопилота Tesla на внимательность водителей
Consumer Reports
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий