Ames-Dryden AD-1 – один из самых странных самолетов в истории

Этот уникальный самолет является одним из концептов конструкторского бюро гениального инженера Эльберта Рутана. AD-1 изначально разрабатывался как чисто экспериментальный летательный аппарат для изучения аэродинамических свойств крыла несимметрично изменяемой стреловидности.

Постройка самолета Ames-Dryden AD1 была завершена в 1979 году, и 29 декабря успешно прошел первый испытательный полет. Конструкция крыльев изменяемой стреловидности была придумана на тот момент очень давно, но конструктор хотел найти альтернативный подход, позволяющий лишить самолет некоторых недостатков привычного вида конструкции. Прежде всего это сложность конструкции, усложняющая как производство, так и последующее обслуживание, а это не лучшим образом отражается на стоимости эксплуатации. Немаловажным аргументом является и дополнительный вес сложных механизмов.

Первые разработки поворотного крыла велись еще в 1944 году, это был Blohm und Voss BV P 202 с одним поворотным крылом, и Messerschmitt Me P 1109 – с двумя, где одно располагалось над фюзеляжем, и второе – под ним.

Blohnm und Voss

Война шла не в пользу Германии, и было уже не до подобных разработок, в итоге полноценных экземпляров так и не построили. После войны в 1945 году к этой идее подробнее присмотрелся инженер Роберт Джонс, предложив создать поворотное крыло на одном шарнирном соединении.

По его предварительным подсчетам это могло бы увеличить дальность полета на 29 процентов, либо же увеличить полезную нагрузку воздушного транспортного судна на 17 процентов. Испытания в аэродинамической трубе подтвердили его расчеты, а результаты оказались еще более оптимистичными, приблизив ученых к созданию сверхзвуковой авиации еще на одну ступень.

Поскольку были более приоритетные задачи, реализацию проекта пришлось отложить надолго, в военно-воздушных силах эта технология мало кого интересовала, а в NACA (в последствии ставшая NASA) попросту не было достаточного финансирования. Тем более, назревали очень перспективные альтернативные варианты улучшения аэродинамических свойств. Но все же в 1975 году совместно с NASA компания Rutan Aircraft Factory во главе с Эльбертом Рутаном начала работу над проектом AD-1.

Уже в декабре проектирование было окончено. Самолет был выполнен в масштабе около 1:6.5 от запланированного фирмой Boeing будущего транспортного самолета. На взлете и посадке крыло оставалось прямым, а при наборе скорости угол менялся до 60 градусов.

Контракт на производство в 1977 году стоимостью в 240 000 долларов получила компания Ames Industrial Corp из Лонг-Айленда. AD-1 был изготовлен из максимально легких материалов, в обшивке преобладал пластик, армированный стекловолокном. При длине 12 метров, высоте 2 метра и размахе крыльев в 9.8 метров пустой самолет весил всего 658 кг, а взлетная масса составила 973 кг. В качестве силовой установки решили установить 2 турбореактивных микродвигателя по 1.8 кН тяги каждый. Скорость самолета была ограничена скромными 274 км/ч, но для изучения летных качеств этого было достаточно. Максимальная скорость составляла около 400 км/ч, но развивать ее было опасно.

Всего за время своего существования самолет совершил 79 вылетов. В итоге такой вид изменения геометрии крыла был признан как достаточно рискованный, и в целом он не оправдал ожиданий.

Сегодня самолет занимает свое почетное место в Музее Авиации Хиллер в Калифорнии.

Поділитися в соцмережах

Залишити відповідь