В Lockheed Martin заявили, что в рамках недавнего эксперимента разработанный компанией ИИ-агент впервые на протяжении более чем 17 часов управлял полётом тактического летательного аппарата – экспериментального самолёта VISTA X-62A.
Тренировочный самолёт VISTA X-62A является частью программы VISTA, которая расшифровывается как Variable In-flight Simulation Test Aircraft. Его разработали инженеры компании Lockheed Martin Skunk Works, которая занимается секретными проектами, совместно с исследователями научно-технической компании Calspan Corporation специально для USAF TPS – Школы лётчиков-испытателей ВВС США. Сочетание уникальной открытой архитектуры самолёта и фирменного программного обеспечения позволяет имитировать лётно-технические характеристики различных летательных аппаратов. В Lockheed Martin считают, что платформа в виде VISTA X-62A позволит эффективно распараллелить и оптимизировать развитие и испытание передовых ИИ-технологий, необходимых для реализации полноценных беспилотных летательных аппаратов. По словам доктор М. Кристофера Коттинга, открытая архитектура сделает возможным ускоренное тестирование новых систем по мере их разработки и производства, тем самым приближая индустрию к желанному уровню автономности беспилотных платформ тактического уровня как с программной, так и с аппаратной точки зрения.
VISTA X-62A представляет собой усовершенствованный F-16D Block 30 Peace Marble II, частично модифицированный под авионику Block 40 (включая усиленное шасси с F-16C/D). На этапе разработки он носил обозначение NF-16D, однако в июне 2021 года ВВС США официально признали самолёт национальным активом с обновлённым наименованием. В рамках последней модернизации специалисты Calspan обновили ПО VISTA Simulation System, а Lockheed Martin модифицировали MFA (алгоритм эталонной модели) и SACS (систему автономного контроля симуляции). Сочетание данных модификаций позволяет использовать летательный аппарат для проведения сложнейших лётных тестов, касающихся ИИ-агентов и автономного управления самолётом. И наконец, инженеры обновили многоуровневую систему безопасности аппарата, интегрировав дополнительные сенсоры. Кроме того, в кабине VISTA X-62A были установлены защищённые планшеты Getac, с помощью которых лётчики-испытатели смогут вносить оперативные изменения в работу операционной системы.
Рекордный полёт под управлением ИИ-агента протяжённостью более 17 часов состоялся в декабре 2022 года. В настоящее время VISTA X-62A проходит плановые профилактические осмотры, прежде чем приступить к новым испытаниям на калифорнийской авиабазе «Эдвардс» в 2023 году.