Когда речь идет об автомобильных гонках, абсолютное большинство сразу представляет себе ралли или формулу 1, высокие технологии и поистине астрономические бюджеты. Если о мировых достижениях прошлых лет писали довольно часто, то об относительно скромных соревнованиях в СССР все забыли. А зря, ведь чего только стоят эти теплые ламповые фото с чемпионата в далеком 1956 году…
Чемпионаты такого типа начались в СССР с 1950 года. Продолжительность трассы, проходящей по Минскому шоссе, составляла около 300 км. Позже был построен специальный гоночный трек под Минском, а Международная автомобильная федерация официально приняла в свои ряды Центральный автомотоклуб СССР.В 1956 году маршрут гонки был составлен на обычных дорогах и замыкался в кольцо общей продолжительностью 44 км – всего было 9 кругов, что в сумме составило 396 км. 18 экипажей соревновались на автомобилях совершенно разных классов, которые были разделены на 2 категории: спортивные и серийные. Серийные делились на 401 и 402 Москвичи и Победы (ГАЗ-20). Некоторые были взяты прямо с такси, даже без закрашивания шашечек – видимо, таксисты уже тогда любили быструю езду)Спортивные автомобили в основном также были сделаны из серийных, но с существенными изменениями. Кузова делали более обтекаемыми, а крыша отсутствовала для уменьшения сопротивления и веса.В 1956 году победу в гонке одержал Михаил Метелев, ставший чемпионом СССР. Его автомобиль ГАЗ-СГ1 “Победа-Спорт” показал отличный результат по тем временам, установив среднюю скорость на треке в 143 км/ч. Во многом это удалось сделать благодаря форсированному до 80 л.с. двигателю, ведь мощность серийного силового агрегата составляла скромные 52 л.с.Второе место досталось Вячеславу Молосолову, который также ехал на одной из версий “Победы”, имевшей чуть более привычный вид.Третье место получил Борис Курбатов – ему выпала честь соревноваться на самом интересном и мощном автомобиле того соревнования, ЗИЛ-112/1. Если убрать фору в одну минуту на каждом круге, именно он занял бы первое место, ведь его V8 развивал мощность в 190 лошадиных сил! Этот автомобиль был не единственным представителем от завода имени Лихачева. В гонке также участвовал ЗИЛ-112/3 с алюминиевым кузовом, построенный на базе лимузина ЗИЛ-111.МАЗ также выставил свой автомобиль в гонку (на фото снизу первый), но в целом он явно уступал конкурентам, что видно даже внешне. Да и двигатель с Москвича 402 явно лучше подходил для класса серийных автомобилей, чем для спортивных. Но гонки в те времена были дружественными, и участие в любом случае приветствовалось, и зачастую было самой целью, независимо от результата.Также интересным экземпляром стал Москвич-404 Спорт – настоящий родстер. Но, к сожалению, выдающимся был только его внешний вид, а до финиша он вообще не доехал из-за технических трудностей.