Продолжение статьи о победителях конкурса Грузовик Года
2006 – MAN TGL
Среднетоннажник TGL грузоподъемностью 7.5-12 тонн был сам по себе легче предшественников примерно на 250 кг, что немного увеличило его полезную массу. Вентиляция кабин оснащена специальным фильтром, ремни безопасности крепятся в трех точках, а сиденья оснащены пневматическими рессорами. Дополнительно можно заказать климатическую установку и электростеклоподъемники. Меньшим двигателем для этой машины является 4-цилиндровый дизель D 0834 с объемом 4.58 литра и мощностью от 150 до 220 л.с. в зависимости от оснащения. При потребности в большей мощности доступны варианты с 6-цилиндровыми двигателями D 0836 с 6.87 литров объема и 240/250 лошадями. С оригинальными фильтрами двигатели соответствуют нормам Евро 4, но существует дополнительная технология SCR с некоторыми добавками в систему впрыска, которая позволяет снизить уровень веществ выхлопа до уровня Евро 5.
2007 – DAF XF 105
XF 105 стал третьим поколением серии, и появился еще в 2005 году. Он полностью соответствовал нормам Евро 4/Евро 5, именно с этой целью его и разрабатывали. При его выпуске еще не прекратили производство XF 95, ведь нормы Евро 4/5 далеко не везде действовали, так что они еще прекрасно экспортировались во многие страны. Полная масса грузовика составляет от 18 тонн с колесной формулой 4 х 2 и вплоть до 60 тонн в составе специальных автопоездов с формулой 8 х 4. Внутри кабины от XF 95 он отличался существенно меньшим туннелем двигателя благодаря новой силовой установке PACCAR MX, которая существенно отличалась габаритами от моторов DAF XE. Мощность новых двигателей составляет от 410 до 510 л.с. Панель управления выглядит несколько богаче и современнее, также система навигации имеет связь с внешним миром, и может обмениваться некоторой информацией с транспортной службой, с которой работает данный автомобиль.
2008 – MAN TGX/MAN TGS
По сравнению с TGA новый TGX получил снижение лобового сопротивления на 4%. Двигатели мощностью от 360 до 680 л.с. соответствуют нормам Евро 4, но с применением системы SCR этот показатель приходит в соответствие стандартам Евро 5. Самые мощные 16-литровые двигатели на 680 сил имели крутящий момент в 2700 и 3000 Нм, они использовались только в особых автопоездах, полная масса которых иногда доходила до 250 тонн. Коробки передач как 12-ступенчатые TipMatic, так и обычные 16-ступенчатые механические, но для городских служб выпускались и обычные 6-ступенчатые автоматические.
Серия TGS была разработана параллельно с TGX, но предназначалась для перевозок на небольшие и средние расстояния. Двигатели от 320 до 540 л.с. также имели стандарты Евро 4/5 с применением тех же систем. В целом грузовики имели очень много общего, потому и получили награду обе серии.
2009 – Mercedes-Benz Actros
Третье поколение было не просто фейслифтингом предыдущего, а действительно имело довольно много новшеств, но в целом и ничего революционного оно не несло. Коробка передач была полностью автоматизирована, а салон сильно переработан. Появилось много новых бардачков, шкафчиков, даже полотенцедержатель, зеркало для бритья и даже холодильник. Ортопедические матрасы на спальном месте шли уже в стандартной комплектации, а сиденья были высокими, с множеством самых разных настроек. Приборная панель небольшая, но очень информативная, повернутая в сторону водителя. Двигатели на выбор от 320 до 598 л.с., про стандарт Евро уже можно не говорить – с этим у немецкой марки проблем быть не может в принципе. Естественно, тормозная система оснащена ABS и ASR.
2010 – Scania R
Внешне автомобиль получил не особо много обновлений, но все же теперь он выглядел существенно свежее. Более высокий боковой спойлер уже входил в стандартную комплектацию. Если верить производителю, благодаря новой аэродинамике по трассе удается сэкономить до 1.5% топлива. Кнопки управления бортовым компьютером, телефоном, круиз-контролем и радио расположены на руле. Что касается спального отсека – ширина нижнего места составляет 900 мм, также в спальном отсеке расположен пульт управления радио, светом, обогревом и будильником. Стоит отметить, что при отличном нижнем спальном месте, о верхнем такого сказать нельзя даже если сильно льстить. Интересной особенностью стало новшество в системе поддержки водителя в бортовом компьютере: система может измерять мастерство водителя по нескольким критериям, это правильно выбранная передача, торможение, движение по местности с перепадами рельефа и дистанция до ближайших автомобилей. Стоит отметить расход в 28-31 литр на сотню с двигателем 210 л.с. Кстати, самый мощный силовой агрегат у этой модели в специальном исполнении немного переваливает за 700 л.с.
2011 – Mercedes-Benz Atego
От предыдущей модели этот грузовик отличался очень сильно, ведь прошло более десятилетия со дня ее выпуска. Еще в 2004 году некоторые двигатели для этой модели начали оснащать системой BlueTec, которая приводила нормы выхлопа к стандартам Евро 4 и Евро 5 с использованием SCR, также добавили в модельный ряд двигатель на 218 л.с. и новую 9-ступенчатую коробку передач.
В 2010 году грузовик получил еще некоторые существенные обновления. Внешне это отразилось на радиаторной решетке в стиле Actros и еще некоторых деталях, а вот технически появились некоторые весьма революционные изменения. Например, в 2010 году компания выпустила первый в Европе грузовик с гибридной силовой установкой – Atego BlueTec Hybrid 1222 L. Это был автомобиль полным весом 12 тонн, оснащенный 4.8-литровым дизелем на 218 л.с. и электродвигателем на 44 кВт (60 л.с.) с крутящим моментом в 420 Нм. Двигатели могли использоваться как по отдельности, так и вместе. В итоге удалось сократить расход топлива в среднем на 12%. Но победу одержала обычная версия, а эта была просто как интересный экземпляр.
2012 – Mercedes-Benz Actros
В разработку модели компания вложила около 1 000 000 000 долларов – сумма просто астрономическая. Двигатели нового Actros приятно удивляли экономичностью и уже были готовы к стандарту Евро 6. Естественно, модель имела множество модификаций с колесными формулами 4 х 2, 4 х 4, 6 х 2 и 6 х 4, также традиционно выпускаются и разные варианты кабин и сопутствующего оборудования. По общим подсчетам в процессе разработки аэродинамики грузовик провел в аэродинамической трубе порядка 2600 часов. Что касается внутренностей кабины – всё, как всегда, на высоте) Панель управления сделана так, чтоб до любого ее элемента можно было достать с водительского сиденья не нагибаясь. Помимо общего обогрева кабины водительское кресло также имеет отдельный подогрев. Само кресло может быть опционально как жестким, так и с подвеской. Четвертое поколение Actros комплектуется двумя видами обогревателей – один на 3.8 кВт, предназначен только для кабины, и второй – 9 кВт, его мощность может распределяться для обогрева кабины и двигателя перед запуском в холодную погоду. Также есть система обмена теплом с двигателем, чтоб после его выключения он грел кабину на протяжении еще 2-х часов. Автомобиль оснащается двигателями мощностью от 421 до 598 л.с и уровнем выхлопа стандарта Евро 6. Модельную серию поделили на 3 уровня комплектации: Basic, Classic и Top.
2013 – Iveco Stralis Hi-Way
Iveco одними из первых смогли подготовиться к постоянно растущему стандарту Евро 6, причем их новые двигатели работали на этом стандарте без EGR, т.е. системы рециркуляции выхлопных газов. Это позволяет экономить до 3% топлива. Всего компания потратила в разработку этого грузовика порядка 300 000 000 евро. Версия Hi-Way была магистральной, оснащенной спальной кабиной. Ширина составляла 250 см, а по высоте было несколько вариантов. Под нижним спальным местом опционально можно было установить холодильник до 50 литров объемом. Покрытие панели напоминало дорогой класс легковых автомобилей, а новая приборная панель была отлично скомпонована. Объем большей из кабин серии Hi-Way составляет 10 кубометров, ширина спального места – 80 см. Кресла получили не только систему обогрева, но и вентиляции. Стандартные двигатели имеют объем от 8 до 13 литров и мощность от 310 до 560 л.с., но грузовик можно комплектовать и газовыми двигателями мощностью от 270 до 330 л.с. Естественно, грузовик оснащен множеством систем помощи водителю, таких как система электронного управления тормозами, антипробуксовочная система и система стабилизации, а бортовой компьютер, как и у Скании, помогает водителю оценить собственное мастерство.
Грузовик Года – Часть 5, последняя