Во многих странах сезонная замена шин контролируется на законодательном уровне. Как правило, период переобувания в зимнюю резину обусловлен географическими и климатическими особенностями региона, однако в целом в большинстве стран смена шин является обязательной. В то же время в мире так и не сформировалось единого мнения касательно использования шипованной резины – весьма неоднозначного приспособления, достоинства и недостатки которого мы рассмотрим в нашей статье.
Как вы можете убедиться по ссылке зимняя резина киев, сегодня на рынке представлено огромное разнообразие автомобильных шин, предназначенных для эксплуатации в различных погодных условиях, из-за чего автомобилистам порой может быть сложно определиться с выбором. Главное отличие между типами резины заключается в составе резиновой смеси и особенностях протектора – его текстуры, достигаемой за счёт ламелизации, и рисунка. Зимняя резина приспособлена для низких температур: в отличие от резины летних или всесезонных шин она не дубеет на морозе, сохраняя свою эластичность. В купе с высокой плотностью ламелизации и широким, глубоким рисунком протектора это обеспечивает лучшее сцепление, управляемость и эффективное торможение на мокрых, заснеженных и обледенелых дорогах. Для чего же тогда нужна шипованная резина?
Шипы противоскольжения увеличивают коэффициент сцепления зимней шины в условиях езды по гололедице или по укатанному, обледенелому снегу. Как правило, производители устанавливают на одну шину от 80 до 150 шипов. Сами шипы представляют собой корпус (зачастую из мягкого стального или алюминиевого сплава) и твердосплавный наконечник, например, на основе карбида вольфрама. Такая конструкция позволяет снизить общий вес шипа, благодаря чему его легче удерживать в резине. Не меньшее значение имеет форма наконечника. В зависимости от производителя, это может быть как просто круглое или овальное «острие», как кончик карандаша, так и сложное прямоугольное «жало» со множеством вогнутых и выпуклых граней, которые обеспечивают высокий уровень сцепления как в продольном, так и в поперечном направлении.
Не лишним будет также отметить, что производители размещают шипы вовсе не хаотично, но в строго выверенном порядке, учитывая все параметры шины, от её размера и состава до рисунка протектора и предполагаемых условий эксплуатации. Важно, чтобы каждый последующий шип эффективно взаимодействовал со сцепной поверхностью, не попадая в углубление от предыдущего шипа. Потому зимняя резина, как правило, имеет чёткие ряды шипов в плечевой зоне – от 10 до 16 рядов (иногда 20), посадочные места которых чётко просчитаны. Устанавливают их таким образом, чтобы в пятне контакта одновременно находилось 8-12 шипов. К тому же некоторые производители размещают рядом с посадочными местами шипов отводящие канавки, которые помогают удалять из пятна контакта отколотую ледяную крошку во избежание снижения эффективности шины.
Споры о том, насколько целесообразной является шипованная резина, продолжаются уже не первое десятилетие. Отражение этой вечной дискуссии можно наблюдать в отличиях региональных законодательств: одни страны полностью запрещают использование шипов при езде на дорогах общего пользования, а другие, наоборот, обязывают водителей обувать машины в шиповку. Если же законодательство не предусматривает чёткого статуса шипованной резины, водителям приходиться делать выбор самостоятельно, ориентируясь на достоинства и недостатки подобных изделий. Несомненным достоинством шин с шипами противоскольжения являются лучшие тягово-сцепные свойства при езде по льду и снежному насту, а также сокращение тормозного пути в аналогичных условиях.
Принимая решение о покупке шипованной резины, следует задуматься о том, насколько часто водителю приходится сталкиваться с ездой по неочищенным заснеженным дорогам и гололёду. Так, резина с шипами будет актуальной в сельской местности или в регионах с изменчивой погодой, где экстремальные морозы часто сменяются резкими оттепелями и наоборот. Тем временем для жителей городов с регулярной очисткой улиц, при которой на дорогах не успевает намерзать ледяная корка, смысла в использовании шипов нет. Более того, нужно учитывать, что на сухом асфальте шипованная резина имеет даже больший тормозной путь, чем обычная фрикционная «липучка». К тому же эксплуатация шипов на незаснеженном асфальте приводит к разрушению дорожного покрытия и ускоренному износу самих шипов. Также стоит отметить, что шипованная резина сильнее шумит в движении, ограничивает максимальную скорость движения транспортного средства и повышает расход топлива (даже в сравнении с обычной зимней резиной).
Шипованная резина является обязательной в зимний период в ряде скандинавских стран. За их пределами эксперты рекомендуют автомобилистам выбирать шины с шипами, если им приходится ездить в условиях экстремальной зимы либо в условиях резких перемен температуры. Для более предсказуемого поведения автомобиля с шипованными шинами важно ставить одинаковую резину на все 4 колеса, а не только на ведущую пару. Кроме того, новой резине необходимо пройти обкатку, чтобы шипы как следует встали на свои места, а при сезонной смене колёс необходимо сохранять направление вращения. Если же для вашего региона более свойственна мягкая, снежная или бесснежная зима, лучше сделать выбор в пользу качественных фрикционных шин. Более того, современные модели «липучек» имеют чрезвычайно эффективный рисунок протектора и ламели, которые увеличивают пятно контакта шины с поверхностью и повышают устойчивость автомобиля даже на скользкой дороге.