Кицбюэль – один из старейших зимних курортов, расположенный в австрийских Альпах. Здесь на склоне горы Ханенкамм пролегает легендарная трасса скоростного спуска Штрайф, известная как самая зрелищная и сложная горнолыжная трасса в мире.
Известно, что международные горнолыжные соревнования на склоне горы Ханенкамм проводили с начала XIX века, а официальное открытие трассы Штрайф состоялось в 1931 году. С тех пор здесь ежегодно проводится один из этапов Кубка мира по горнолыжному спорту в дисциплинах «супер-гигантский слалом», «слалом» и «мужская комбинация». Данная трасса состоит из ряда отрезков с различными углами наклона: хотя средняя цифра составляет 27%, максимальный показатель достигает 85% – на старте маршрута. Более того, первый отрезок трассы под названием Маусфале устремляется вниз настолько круто, что спортсмены разгоняются до 100 км/ч примерно за 3 секунды.
По словам чемпиона кубка мира 1980 года – канадца Кена Рида, Штрайф – настоящее испытание даже для самых опытных лыжников. Срываясь вниз по Маусфале, спортсмен испытывает перегрузку в 3G – с такой нагрузкой, к примеру, сталкиваются космонавты при запуске шаттла. Следом за Маусфале следует Стайлханг – несколько менее крутой, но не менее опасный отрезок трассы. Его окружает двойная стена из защитной сетки, которая является единственным спасением для спортсменов, не рассчитавших силы на резком повороте. Иногда лыжники врезаются в сетку, но продолжают гонку – за время существования трассы таких случаев было немало.
По словам опытных гонщиков, ни одна трасса в мире не может предложить спортсменам столь богатого на события маршрута, ведь при длине в 3312 метров разница высот между стартом и финишем составляет 860 метров. Австрийский лыжник Франц Кламмерн, дважды одержавший победу в скоростном спуске на данной трассе, сравнил Штрайф с прыжком в ледяную воду человека, который не умеет плавать. Чтобы одолеть гиганта склона Ханенкамм, спортсменам приходится подавлять собственный страх и практически интуитивно продолжать движение, ведь средняя скорость лыжника на данной трассе составляет около 104 км/ч.
Скорость движения и крутизна спуска – не единственные факторы, способные отпугнуть от прохождения трассы даже довольно опытного спортсмена. По словам Рида, после прохождения нескольких отрезков в игру вступает не только физическая, но и ментальная усталость. Лыжнику приходится непрерывно обдумывать следующий шаг из-за кардинально отличающихся отрезков маршрута. В некоторых участках гонщики преодолевают до 60 метров в воздухе – такие прыжки называют «мышиными норами». Нередко за такими прыжками следуют резкие повороты, потому в один момент спортсменам нужно мгновенно сгруппироваться для гашения силы удары при приземлении, а затем перенести всю массу тела на одну лыжу для выполнения поворота. Под описание такой ситуации подходит участок Хаусберг. За долгие годы в этом месте случилась не одна «авария», в результате которой, в лучшем случае, спортсмены оказывались в плену «красной комнаты» – так иногда называют многослойные стены из защитной сетки.
Следом за Хаусбергом идёт финишная прямая трассы Штрайф – не менее сложная и опасная, чем все предыдущие отрезки маршрута. Прохождение этого участка хорошо описывает его название – Zielsprung или Zielschuss, которое условно переводится как «финишный выстрел». Это самая норовистая и скоростная часть всей трассы – максимальная скорость спортсменов здесь может достигать 140 км/ч. В 2009 году Цильшпрунг едва ли не стоил жизни швейцарскому лыжнику Даниэлю Альбрехту. Не справившись с компрессионной перегрузкой после Хаусберга, мужчина неправильно распределил свой вес. В итоге на скорости его буквально швырнуло вперёд, словно из катапульты: после 70-метрового полёта в воздухе он приземлился на спину практически перед финишными воротами. К счастью, несмотря на тяжёлые травмы головы и внутренних органов, Альбрехт вернулся в спорт уже к следующему сезону.
Тех, кому удаётся без особых приключений добраться до финиша, встречает многотысячная толпа болельщиков, для которых Штрайф является своего рода горнолыжной меккой. Несмотря на невероятную сложность и опасность трассы, за всё время её существования на ней не погиб ни один спортсмен, хотя даже довольно серьёзные травмы здесь вовсе не редкость.