История развития визуального языка — эмодзи

Когда в 1999 году Сигэтака Курита создавал первые эмодзи, ему приходилось работать с изображениями размером 12 на 12 пикселей: всего 18 байтов. Набор дизайнера состоял из 176 символов и занимал немногим более трёх килобайтов памяти – на разработку этого крошечного количества информации ушло около пяти недель.

Пиктограммы и манга

Слово эмодзи происходит от иероглифов кандзи 絵 («e,» рисунок), 文 («mo,» писать) and 字 («ji,» символ), используемых как в китайской, так и в японской письменности. И кандзи, и эмодзи являются идеограммами – схематическим изображением определённых предметов. Источником вдохновения для Куриты послужили также значки, используемые в программах прогноза погоды, и символы, которые отображают эмоции персонажей в мультфильмах (например, лампочка как отображение новой идеи).

Курита создавал эмодзи как способ упростить общение в рамках зарождающейся мобильной интернет-сети японского оператора NTT DoCoMo. Объём сообщений был ограничен 250 знаками, потому эмодзи стали настоящим спасением – способом сказать больше, учитывая существующие рамки. Работа Сигэтаки, которому в 1999 году было 25 лет, была сопряжена с некоторыми ограничениями. Самым строгим из них было разрешение в 144 пикселя, из-за которого первые эмодзи выглядели весьма угловатыми. Количество пикселей было нечётным, потому изображение было смещено в сторону, что усложняло работу дизайнера. Современные эмодзи создаются при помощи векторной графики, потому они могут использоваться в любом разрешении без потери качества.

От 176 до 2789

Почти десять лет о существовании эмодзи не догадывались за пределами Японии: другие местные телекоммуникационные компании практически сразу проявили к ним интерес, но долгое время система символов не была стандартизирована, что ограничивало её использование. В 2010 году эмодзи были включены в Юникод – доминирующий в Интернете стандарт кодирования символов. Полноценная поддержка эмодзи на iOS и Android появилась только в 2011, хотя и тогда видение внешнего вида не было унифицированным, поскольку в Юникоде эмодзи представлены не изображениями, а короткими текстовыми описаниями. Курита был удивлён, насколько много времени понадобилось на то, чтобы эмодзи получили признание во всём мире, ведь в Японии они прижились практически мгновенно.

Сигэтака Курита - создатель эмодзи
Сигэтака Курита — создатель эмодзи

В современном стандарте Юникода насчитывается 2789 эмодзи, такое количество многим кажется излишним, но Курита уверен, что использование символов никоим образом не ограничивает общение между людьми, а лишь дополняет ту часть обмена информацией, которая происходит через систему мобильной и интернет сетей. Самым популярным эмодзи, по крайней мере на просторах твиттера, является смайл со слезами радости: к такому выводу пришли учредители вебсайта Emojitracker, которые с 2013 года проанализировали содержимое более двух миллиардов твиттов. Фаворит Куриты среди эмодзи – красное сердце, которое было ещё в оригинальном наборе символов: значение каждого знака зависит от контекста, а сердце всегда несёт позитив.

Эмодзи Дик

Эмодзи стали не только частью универсального языка, но и активным участником современной поп-культуры. В 2011 году Фред Бененсон, инженер-микроэлектронщик из Нью-Йорка, замахнулся на классику, переписав роман Германа Мелвилла «Моби Дик» с помощью эмодзи: на работу у него ушло 2 года, и в 2013 году мир увидел книгу «Эмодзи Дик». В 2014 году фанаты Бейонсе сделали своеобразный видео-римейк песни «Drunk in Love», заменив каждую фразу символами.

Не самой удачной попыткой отобразить значение эмодзи в мире современных коммуникаций стал мультфильм «Эмодзи фильм», который вышел на экраны в 2017 году: реакция критиков и зрителей оказалась достаточно негативной, на кинопортале Imdb.com его рейтинг составил 3,2/10 (44073 оценки).

В 2016 году оригинальный набор эмодзи стал частью постоянной коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA). Концепция использования схематических изображений для обозначения разнообразных объектов стара как мир, взять хотя бы наскальную живопись, идеограммы или иероглифы, но именно те первые 176 знаков являются «скромным шедевром дизайна» который положил начало взрывному развитию цифрового визуального языка.

Источник: edition.cnn.com

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий