Компьютерная игра Lunar Lander на миникомпьютере SEL 810A

Современные пользователи привыкли к интуитивному и максимально прозрачному интерфейсу компьютеров, благодаря которому взаимодействие с устройствами с целью работы или развлечений становится простым и понятным. Американский программист и компьютерный энтузиаст продемонстрировал, что далеко не всегда машины были столь же удобными и доступными, запустив компьютерную игру Lunar Lander на 50-летнем компьютере SEL 810A.

Компьютерная игра Lunar Lander на миникомпьютере SEL 810A
somecomputerguy

Владелец Youtube-канала somecomputerguy публикует видеозаписи собственных экспериментов с разного рода компьютерной техникой. В конце 2019 года в его руки попал неисправный «миникомпьютер» 1960-х годов – SEL 810A. На протяжении полугода somecomputerguy пытался оживить аппарат, который в течение 37 лет – с 1969 по 2006 год – контролировал деятельность газопроводной станции.

Systems Engineering Laboratories

SEL 810A является усовершенствованной версией ранних моделей компьютеров компании Systems Engineering Laboratories, которая занималась производством одних из первых систем вычисления в реальном времени. Серия SEL 810 работала на полностью кремниевых монолитных интегральных схемах. Все вычисления производились в 16-разрядном формате машинного слова. Объём оперативной памяти устройства составлял до 32768 слов модулями по 4096 слов при времени машинного цикла 1,75 микросекунды. Производство серии SEL 810A стартовало в 1967 году. Эту модель использовали исследовательские лаборатории, крупные коммерческие корпорации, ЦРУ и др.

Компьютерная игра Lunar Lander на миникомпьютере SEL 810A
Systems Engineering Laboratories
Systems Engineering Laboratories

Несмотря на почтенный возраст устройства, somecomputerguy смог его восстановить и разобраться в его управлении. Для демонстрации функционала SEL 810A программист решил запустить на нём компьютерную игру середины прошло века под названием Lunar Lander. Чтобы открыть игру, ему пришлось потратить немало времени на настройку нужного режима чтения данных с двух магнитных лент. Даже при ускорении видео процесс переключения многочисленных тумблеров и кнопок, установки бобины, обработки данных с лент и т. п. занял не менее 5 минут. Лишь тогда на миниатюрном мониторе появился интерфейс игры.

 
Lunar Lander совершенно непохожа на современные игры, поскольку при её запуске вместо яркой картинки с увлекательным геймплеем на экране появляется исключительно текст. Задача игрока заключается в ручном вводе показателей мощности двигателей лунного модуля для его безопасной посадки на поверхности земного спутника. Используя систему вычисления в реальном времени, пользователь должен на ходу рассчитывать математические данные, учитывая скорость и высоту модуля над поверхностью, его вес, объём топлива и т. д. В случае неудачного прилунения интерфейс выражает свои глубочайшие соболезнования семье «астронавта» и предлагает попытать удачу в новом раунде.

Компьютерная игра Lunar Lander на миникомпьютере SEL 810A
Текстовый интерфейс игры Lunar Lander / somecomputerguy

К счастью, в наши дни игры стали гораздо более понятными и увлекательными, а видео somecomputerguy и его SEL 810A наглядно демонстрирует, какой путь проделали технологии за какие-то 50 лет.

somecomputerguy
Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий