Что, если бы местом действия мюзикла «Звезда родилась» на самом деле была футуристическая параллельная вселенная, незатейливый ромком «Обещать — не значит жениться» был снят в жанре артхаусного хоррора, а главную роль в «Трансформерах» отвели бы не разумным инопланетным автоботам, но грустным грузовикам? Теперь вам не придётся полагаться на собственное воображение, чтобы представить себе подобные сценарии: мельбурнский художник Vincenzi опубликовал проект Robomojo, в основе которого лежат постеры к популярным фильмам, переосмысленные «разумом» системы искусственного интеллекта Dall-E-2.
Несколько месяцев назад Vincenzi получил доступ к ИИ-системе Dall-E-2 и стал экспериментировать с её функционалом, генерируя самые разнообразные изображения. В какой-то момент ему стало интересно, как холодный разум системы искусственного интеллекта воспринимает различные аспекты человеческой культуры. Он решил исследовать культурную компетентность Dall-E-2 через её видение одной из самых ценных визуальных эфемер – постеров к культовым фильмам. Художник начал проект Robomojo с введения названий фильмов. Если алгоритм выдавал уж слишком абстрактный результат, Vincenzi дополнял запрос «подсказками» в виде имён персонажей или деталей сюжетной линии. Затем готовые изображения он дополнял традиционными для постеров элементами, включая названия кинокартин, имена актёров в главных ролях, слоганы и т. п. Результаты проекта Robomojo оказались весьма любопытными и непредсказуемыми.
Пожалуй, самым забавным моментом, объединяющим буквально все альтернативные постеры, оказалось то, что Dall-E-2 достаточно буквально воспринимает как названия популярных фильмов, так и их сюжет. К примеру, в проекте Robomojo ИИ более правдоподобно отобразил жизнь русалки в Нью-Йорке, чем это сделал фантазийный ромком «Всплеск» с Томом Хэнксом и Дэрил Ханной в главных ролях. В частности, на альтернативной киноафише изображено морское создание, которое весьма некомфортно чувствует себя в опустевшей ночью нью-йоркской подземке. Vincenzi также оценил абсурдность альтернативного постера к ещё одной кинокартине с Томом Хэнксом – «Неспящие в Сиэтле». Для отображения идеи романтической мелодрамы, полной душевных переживаний и противоречивых эмоций, ИИ сгенерировал изображение существа, в чертах которого угадывается инопланетное происхождение: с отрешённым взглядом оно угрюмо бодрствует в ночном Сиэтле.
Откровенно говоря, в некоторых моментах можно понять замешательство ИИ перед лицом человеческой фантазии. Например, сама идея черепах-мутантов, борющихся с нечистью в альтернативном Нью-Йорке киновселенной «Черепашки-ниндзя» кажется довольно абсурдной. Ещё одним забавным сюрпризом от Robomojo стал странный симбиоз «Братьев Блюз» и узнаваемой голубой палитры, сгенерированный ИИ на запрос «Смурфики в 3D». И наконец, кто знает, может дьявол действительно носит Prada, а «Стальные магнолии» являются мелодраматическим сиквелом «Терминатора»?
По словам Vincenzi, проект Robomojo ясно отражает, что пока взаимопонимание между машинами и людьми находится на ранних стадиях развития. Однако, стоит отметить, что искусственный интеллект определённо имеет некоторое представление о культурных аспектах нашего общества. Искусство всегда считалось последним бастионом человечества перед лицом неудержимого технологического прогресса. Тем интереснее наблюдать, как плоды этого прогресса могут интерпретировать культовые образцы киноискусства, будто вкладывая в уже существующие каноны какой-то тайный смысл.