Знаменитый манящий кот «манэки-нэко» – один из самых популярных в мире талисманов, однако лишь немногие знают о его истинном значении и увлекательной истории: именно об этом мы расскажем Вам в нашей статье.
Вопреки расхожему мнению, статуэтка maneki-neko – буквально «манящий или приглашающий кот» – вовсе не машет окружающим лапкой. Фигура кошки отражает японский жест приглашения: в отличие от представителей большинства западных культур, жители Страны восходящего Солнца подзывают собеседника, поднимая руку ладонью вперёд и двигая пальцами вверх-вниз. Образ манэки-нэко – откормленной кошки с поднятой лапой, прямыми ушами с яркими ушными раковинами и различными аксессуарами – каким-то чудом распространился по миру из страны, культура и традиции которой долгое время были изолированы от внешнего мира из-за особенностей географии и политики. Историки выделяют несколько версий происхождения знаменитого талисмана, однако все они напрямую связаны с Японией.
Согласно одной из самых популярных легенд, история манэки-нэко зародилась в буддийском храме Готокудзи, существующем в токийском районе Сэтагая с 1480 года. В период Эдо (1603 – 1868 гг.) местный даймё (князь) Ии Наотака занимался соколиной охотой неподалёку от обветшалого храма. Внезапно разразилась сильнейшая гроза, и даймё отправился на поиски укрытия. Сперва он остановился под кроной огромного дерева, но затем заметил кота, сидящего у старых храмовых ворот. Усатый манил князя лапой, и едва Ии подошёл к коту, в дерево, служившее ему укрытием всего пару секунд назад, угодила молния и разнесла его в щепки. Кот по имени Тама оказался питомцем настоятеля храма, и благодарный за спасение собственной жизни Наотака пожертвовал деньги на восстановление обители, а затем и вовсе сделал её родовым храмом семьи Ии. Храм Готокудзи сохранился до наших дней: каждую весну в нём проводят церемонию в честь усатого благодетеля и продают фигурки манящего кота.
Альтернативная легенда повествует о пожилой женщине, которая жила в небольшом городке Имадо, некогда существовавшем на территории современного токийского квартала Асакуса. В 1852 году в её жизни наступили непростые времена: она больше не могла прокормить любимую кошку и была вынуждена отпустить питомца на вольные хлеба. Одной ночью любимица пришла к ней во сне и сказала: «Начни мастерить статуэтки по моему подобию, и я принесу тебе удачу». Следуя велению кошки, женщина стала делать maru-shime no neko – фигурки из керамики имадо-яки и продавать их у ворот местного храма. Питомица сдержала обещание: керамические кошки отлично продавались, и женщина быстро разбогатела. В том же году японский художник Утагава Хиросигэ, мастер цветной ксилографии, создал первое изображение манэки-нэко на гравюре ярмарки при буддийском храме Сэнсо-дзи.
Какими бы ни были обстоятельства происхождения манэки-нэко, принято считать, что «коты удачи» впервые появились в Токио к концу периода Эдо. В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) в японских газетах время от времени упоминался факт продажи фигурок-талисманов при дворах местных храмов. Согласно некоторым источникам, популярность статуэток была напрямую связана с историей о том, как реальные кошки спасли процветание страны. В 1602 году японские власти издали указ, по которому всех кошек полагалось выпустить на улицы, чтобы они уничтожили вредителей и спасли индустрию шелководства. Даже с падением влияния торговли шёлком на экономику Японии за кошками сохранился статус хранительниц процветания бизнеса.
Впрочем, важную роль в привлечении удачи играет взаимоотношение с талисманом. По давним поверьям, манэки-нэко приносит успех именно тем, кто о нём заботится. Эта деталь также связана со старинными японскими легендами, согласно которым убийство кошки считалось тяжелейшим преступлением. Его следствием являлось появление мстительного духа, который будет преследовать потомков убийцы на протяжении семи поколений. Так в общественном сознании японцев укоренилось верование: нужно заботиться о кошках, и они станут человеку верным помощником. Популярность фигурок манэки-нэко ещё на заре XX века не осталась незамеченной. В 1927 году востоковед Кэтрин Болл в своей книге об анималистических мотивах в искусстве Азии назвала статуэтки кошек примером «простой и действенной домашней магии». По словам Болл, образ манящего кота встречался повсеместно у входа в рестораны и магазины: считалось, что фигурки очаровательных котов привлекали новых клиентов, притягивая к заведению деньги и удачу.
Как правило, скульптура изображала белую или трёхцветную кошку из глины, фарфора, папье-маше, дерева и даже камня. Зачастую образ животного дополняли различные элементы, например, овальная золотая монета, отождествляющая богатство, и колокольчик или слюнявчик, которые отражали трепетное отношения хозяина к питомцу. Спустя почти сто лет манэки-нэко стали ещё более разнообразными: дополнительный символизм определяется цветом фигурки. К примеру, золотистый кот привлекает богатство, розовый подарит удачу в личной жизни, а голубой поможет поправить здоровье и присмотрит за хозяином в пути. Значение талисмана также меняется в зависимости от жеста. В частности, поднятая правая лапа приманит в жизнь деньги и процветание, а левая – друзей и клиентов. Впрочем, нередко встречаются «универсальные» статуэтки с двумя поднятыми лапками.
По сей день учёные не пришли к единому мнению касательно того, как манэки-нэко не просто выбрались за пределы Японии, но и обрели немалую популярность среди представителей других культур. Согласно исследованию профессора антропологии из Калифорнийского университета в Ирвайне Билла Мауэра, первый контакт западного мира с фигурками кошек был установлен в эпоху Мэйдзи. В 1872 году Япония открылась для Запада: пытаясь произвести впечатление на консервативных гостей, правительство Мэйдзи выпустило закон об общественной морали. Новый закон запрещал использовать фаллические символы, которые зачастую размещали в кварталах развлечений. Взамен них входы в публичные дома стали украшать манэки-нэко, которые вскоре обрели популярность в качестве талисмана финансового успеха и в других странах Азии, например, в Китае.
В 1980-90-х гг. Страна восходящего Солнца инициировала интенсификацию культурного экспорта в рамках стратегии «Cool Japan». Его целью была популяризация национальной кухни, боевых искусств и элементов массовой культуры за пределами Японии. Дебют стратегии креативной экономики совпал со второй волной китайско-американской иммиграции, что также способствовало укреплению статуса японских традиций в мировой культуре. Таким образом отдельные образы из японской мифологии превратились в популярных медиа-персонажей в сфере искусства, моды и даже в игровой индустрии. С тех пор образ манэки-нэко у многих ассоциируется с котом Бароном из аниме «Возвращение кота», покемоном Мяутом с его денежной атакой, и лицом бренда Hello Kitty – антропоморфным белым котёнком породы японский бобтейл.
Сегодня манэки-нэко можно встретить во многих заведениях не только Японии, но и всего мира. К слову, современные традиции привнесли в символизм этих талисманов новые грани, например, фигурка манящей кошки в спальне принесёт здоровье, а в кабинете или учебном классе – успех в работе и учёбе. Трепетное отношение японцев к коту удачи ярко выражено в различных празднованиях, которые ежегодно проводят по всей стране в сентябре. К тому же в Окаяме действует тематический музей, в котором хранятся более 700 фигурок из различных временных периодов. Более того, в городе Токонамэ существует целая улица, посвящённая манэки-нэко: её украшают дюжины керамических статуэток. В свою очередь жители и гости Токио могут прийти непосредственно к истокам образа манящего кота, посетив храм Готокудзи или святилище Имадо.