В сознании многих людей мандарины прочно ассоциируются с Новым годом. В нашей статье мы расскажем Вам, откуда идут корни этой магической взаимосвязи и какие мандарины являются самыми дорогими.
Родиной любимого многими цитруса является Китай: именно там зародилась неразрывная ассоциация между мандаринами и новогодними праздниками. На протяжении сотен лет небольшие оранжевые фрукты с ярким кисло-сладким вкусом были доступны лишь самым состоятельным людям, большинство из которых были чиновниками – их, по наитию португальцев, звали мандаринами (от порт. mandarim — министр, чиновник). Позже это восприятие ароматных плодов как символа дороговизны и благополучия привело к зарождению традиции обмениваться двумя мандаринами при походе в гости на Новый год. Во-первых, на китайском название фрукта имеет схожее звучание со словами «удача», «богатство» и «золото». Во-вторых, такой подарок не казался неуместным, ведь мандарины были довольно дорогим удовольствием. Обмениваясь сочными цитрусами, древние китайцы желали друг другу безбедной и благополучной жизни.
Позже культура выращивания мандаринов распространилась и на другие страны с подходящим климатом, а в Европу фрукт добрался лишь к началу XIX века. Данный вид цитрусовых представлен десятками видами сортов – чистых и гибридных, которые отличаются по вкусу, цвету кожуры, аромату, количеству косточек, размерам, лёгкости отделения шкурки и т. п. Как и многие фруктовые растения, мандариновые деревья цветут в мае, однако процесс созревания большинства сортов затягивается до поздней осени и даже ранней зимы. В странах СССР главными поставщиками мандаринов являлись Грузия и Абхазия. В этих краях мандарины созревали к началу-середине декабря и попадали в продажу как раз к новогоднему столу, будучи едва ли не единственными доступными свежими фруктами для советских граждан. Сегодня прилавки магазинов ломятся от разнообразия заморских фруктов, но плоды земли Закавказья навсегда завоевали вкусы жителей стран бывших союзных республик.
Несмотря на огромные объёмы производства мандаринов, некоторые сорта по сей день остаются слишком дорогими для рядового покупателя. К примеру, декопон – также известный как «сумо-цитрус» гибрид тангора Kiyomi и мандаринa Ponkan – может обойтись желающим примерно в 80 долларов за упаковку из шести фруктов. Впрочем, за эти деньги покупатель получает необычайно крупный плод с тончайшими плёнками, покрывающими сочную ярко-оранжевую мякоть без семян. Декопон обладает репутацией самого сладкого цитруса в мире. Прежде всего, его высокая стоимость обусловлена малой распространённостью на международном рынке. К тому же этот сорт не отличается крупными урожаями, а его деревья и плоды требуют особого ухода и поддержания строгого температурного режима.
В этом году неожиданно высокой стоимостью отличился также самый распространённый в мире сорт – мандарины уншиу. На первом в Японии аукционе сортов группы Сацума 20-килограммовый ящик с сотней плодов был продан за рекордный миллион иен – более 9660 долларов. Эти мандарины выросли на полях бренда Hinomaru, сосредоточенных в городе Яватахама, префектура Эхимэ. «Изюминкой» местных цитрусов является культивация с применением концепта «Трёх солнц». Из-за географических особенностей расположенные на террасах мандариновые поля получают тройную дозу солнечного света и тепла: их согревают прямые солнечные лучи, а также лучи, отражённые от вод гавани и тепло особых каменных ограждений, сооружённых таким образом, чтобы впитывать энергию Солнца в течение всего дня вне зависимости от его положения на небе и отдавать её растениям по ночам.
Сорт уншиу играет важную роль в экономике Эхимэ и является символом как всей префектуры, так и города Яватахама. Первый мандариновый аукцион задаёт тон всему сезону продаж цитрусов, а также впервые публично демонстрирует качества урожая. По словам экспертов, в этом году урожай оказался особенно удачным, что не могло не отразиться на цене фрукта в рамках первого символического аукциона.